Организаторы новой выставки Артемизии Джентилески приписали художнице XVII века еще четыре работы, тем самым изменив исторический канон одного из крупнейших европейских старых мастеров, причем женского пола. Выставка «Артемизия Джентилески» в Gallerie d’Italia в Неаполе (до 19 марта) включает 21 работу, отражающую творческий путь художницы в этом южном итальянском городе между 1630 и 1654 годами. Экспозиция исследует масштабы сотрудничества Джентилески с такими мастерами, как Бернардо Каваллино, Микко Спадаро (также известен как Доменико Гарджуло) и Онофрио Палумбо.
На выставке в Неаполе впервые демонстрируется автопортрет Артемизии Джентилески в образе святой Екатерины Александрийской (около 1615–1617), ставший хитом ретроспективы художницы в лондонской Национальной галерее в 2020 году. Еще два десятка экспонатов представляют неаполитанский период ее творчества. Здесь она нашла «благоприятную почву для развития своего стиля в сторону реализма в духе Караваджо», как отмечает куратор выставки Джузеппе Порцио. Джентилески организовала в городе успешную мастерскую и создавала произведения, посвященные женщинам в истории и мифологии, таким как библейская героиня Юдифь и египетская царица Клеопатра. «Можно увидеть также монументальную Сусанну из частной коллекции в Лондоне и изображение Вирсавии из Художественного музея Колумба; последняя служит прекрасным примером сочетания приемов самой Джентилески со стилем ее неаполитанских коллег», — продолжает Порцио. Кроме того, выставка исследует ее творческое взаимодействие с такими художниками, как Бернардо Каваллино, Микко Спадаро и Онофрио Палумбо, и еще одной художницей, Дианой де Роса, чье наследие до сих пор не изучено.
Gallerie d‘Italia
До 20 марта
Кураторы Джузеппе Порцио и Антонио Эрнесто Денунцио усомнились в авторстве четырех произведений, присланных из государственных и частных коллекций США и Великобритании. Среди них — картина «Триумф Галатеи» (около 1650) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. На сайте музея указано, что она принадлежит кисти Каваллино. Однако кураторы уверены, что это работа Джентилески, созданная при участии Каваллино. «На этикетке мы указали имя лишь Артемизии, — говорит Порцио, — поскольку считаем, что именно она получила заказ на создание картины и стала автором композиции».
Во вступительной статье к каталогу выставки Джузеппе Порцио отмечает, что «значительная часть критиков, особенно Никола Спиноза, склоняются к абсолютному авторству Каваллино». И добавляет, что другой искусствовед, покойный Реймонд Уорд Бисселл, считал, что с точки зрения «иконографии, концепции и монументальности вашингтонскую „Галатею“ мог создать только гений Артемизии».
«Эта картина — заказ Артемизии Джентилески от дона Антонио Руффо, известного коллекционера произведений искусства из Мессины», — говорится на сайте Национальной галереи. Как отмечается, «в результате экспертизы не было установлено, что именно в работе принадлежит кисти Артемизии, а что — Каваллино».
Другой пример пересмотра атрибуции на выставке — картина «Сусанна и старцы» (1652) из лондонской частной коллекции, которая в прошлом также приписывалась только кисти Каваллино. Работа была выставлена на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке в январе 2022 года (оценочная стоимость от $1,8 млн до $2,5 млн) уже под авторством Джентилески. В каталоге Sotheby’s отмечается: «Сотрудничество Артемизии с коллегами-художниками в Неаполе в конце ее карьеры было предметом многочисленных научных дискуссий. Что касается этого лота, то Артемизия отвечала за общий проект и концепцию, а также за основные обнаженные женские фигуры; Спиноза считает, что все фигуры были созданы Артемизией».
Коллективная работа над картинами была характерна для мастерской Артемизии Джентилески. Каждый из художников в этом случае отвечал за свою часть композиции. Так, по всей видимости, были написаны картины «Израильтяне, празднующие возвращение Давида» и «Вирсавия в купальне» (1650-е). Тем не менее кураторы выставки позиционируют их как картины Джентилески, поскольку она руководила ходом работ. «Бесспорно, что силуэты на заднем плане и грубоватый пейзаж принадлежат Гарджуло, — рассуждает Порцио о картине «Израильтяне, празднующие возвращение Давида». — Свою лепту внес и Палумбо. Но очевидно, что исключительно под руководством самой Артемизии».
«Две причины, по которым искусствоведам трудно достичь консенсуса, — это недостаток подтвержденной информации об учениках, которые циклически посещали мастерскую Джентилески во время ее продолжительного пребывания в Неаполе, а также возникшее в те годы стилистическое разнообразие, отличавшее ее полотна. Обнаружение новых документов и недавние открытия, касающиеся изучения работ художницы, потребовали пересмотра атрибуции ее полотен, приписываемых ей и ее ближайшим ученикам», — говорит Шейла Баркер, адъюнкт-профессор истории искусств Пенсильванского университета.