18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Артемизии Джентилески приписали еще несколько работ

Эксперты готовы приписать Триумф Галатеи из вашингтона Артемизии Джентилески. Фото: National Gallery of Art
Эксперты готовы приписать Триумф Галатеи из вашингтона Артемизии Джентилески.
Фото: National Gallery of Art
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Четыре картины, авторами которых считались другие художники, принадлежат, вероятно, кисти самой Джентилески, что значительно расширяет ее канон

Организаторы новой выставки Артемизии Джентилески приписали художнице XVII века еще четыре работы, тем самым изменив исторический канон одного из крупнейших европейских старых мастеров, причем женского пола. Выставка «Артемизия Джентилески» в Gallerie d’Italia в Неаполе (до 19 марта) включает 21 работу, отражающую творческий путь художницы в этом южном итальянском городе между 1630 и 1654 годами. Экспозиция исследует масштабы сотрудничества Джентилески с такими мастерами, как Бернардо Каваллино, Микко Спадаро (также известен как Доменико Гарджуло) и Онофрио Палумбо.

Артемизия Джентилески в Неаполе

На выставке в Неаполе впервые демонстрируется автопортрет Артемизии Джентилески в образе святой Екатерины Александрийской (около 1615–1617), ставший хитом ретроспективы художницы в лондонской Национальной галерее в 2020 году. Еще два десятка экспонатов представляют неаполитанский период ее творчества. Здесь она нашла «благоприятную почву для развития своего стиля в сторону реализма в духе Караваджо», как отмечает куратор выставки Джузеппе Порцио. Джентилески организовала в городе успешную мастерскую и создавала произведения, посвященные женщинам в истории и мифологии, таким как библейская героиня Юдифь и египетская царица Клеопатра. «Можно увидеть также монументальную Сусанну из частной коллекции в Лондоне и изображение Вирсавии из Художественного музея Колумба; последняя служит прекрасным примером сочетания приемов самой Джентилески со стилем ее неаполитанских коллег», — продолжает Порцио. Кроме того, выставка исследует ее творческое взаимодействие с такими художниками, как Бернардо Каваллино, Микко Спадаро и Онофрио Палумбо, и еще одной художницей, Дианой де Роса, чье наследие до сих пор не изучено.

Gallerie d‘Italia
До 20 марта

https://gallerieditalia.com

Еще…

Кураторы Джузеппе Порцио и Антонио Эрнесто Денунцио усомнились в авторстве четырех произведений, присланных из государственных и частных коллекций США и Великобритании. Среди них — картина «Триумф Галатеи» (около 1650) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. На сайте музея указано, что она принадлежит кисти Каваллино. Однако кураторы уверены, что это работа Джентилески, созданная при участии Каваллино. «На этикетке мы указали имя лишь Артемизии, — говорит Порцио, — поскольку считаем, что именно она получила заказ на создание картины и стала автором композиции».

Во вступительной статье к каталогу выставки Джузеппе Порцио отмечает, что «значительная часть критиков, особенно Никола Спиноза, склоняются к абсолютному авторству Каваллино». И добавляет, что другой искусствовед, покойный Реймонд Уорд Бисселл, считал, что с точки зрения «иконографии, концепции и монументальности вашингтонскую „Галатею“ мог создать только гений Артемизии».

«Эта картина — заказ Артемизии Джентилески от дона Антонио Руффо, известного коллекционера произведений искусства из Мессины», — говорится на сайте Национальной галереи. Как отмечается, «в результате экспертизы не было установлено, что именно в работе принадлежит кисти Артемизии, а что — Каваллино».

Другой пример пересмотра атрибуции на выставке — картина «Сусанна и старцы» (1652) из лондонской частной коллекции, которая в прошлом также приписывалась только кисти Каваллино. Работа была выставлена на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке в январе 2022 года (оценочная стоимость от $1,8 млн до $2,5 млн) уже под авторством Джентилески. В каталоге Sotheby’s отмечается: «Сотрудничество Артемизии с коллегами-художниками в Неаполе в конце ее карьеры было предметом многочисленных научных дискуссий. Что касается этого лота, то Артемизия отвечала за общий проект и концепцию, а также за основные обнаженные женские фигуры; Спиноза считает, что все фигуры были созданы Артемизией».

Артемизия Джентилески.  «Сусанна и старцы». 1652. Фото: Sotheby's
Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы». 1652.
Фото: Sotheby's

Коллективная работа над картинами была характерна для мастерской Артемизии Джентилески. Каждый из художников в этом случае отвечал за свою часть композиции. Так, по всей видимости, были написаны картины «Израильтяне, празднующие возвращение Давида» и «Вирсавия в купальне» (1650-е). Тем не менее кураторы выставки позиционируют их как картины Джентилески, поскольку она руководила ходом работ. «Бесспорно, что силуэты на заднем плане и грубоватый пейзаж принадлежат Гарджуло, — рассуждает Порцио о картине «Израильтяне, празднующие возвращение Давида». — Свою лепту внес и Палумбо. Но очевидно, что исключительно под руководством самой Артемизии».

«Две причины, по которым искусствоведам трудно достичь консенсуса, — это недостаток подтвержденной информации об учениках, которые циклически посещали мастерскую Джентилески во время ее продолжительного пребывания в Неаполе, а также возникшее в те годы стилистическое разнообразие, отличавшее ее полотна. Обнаружение новых документов и недавние открытия, касающиеся изучения работ художницы, потребовали пересмотра атрибуции ее полотен, приписываемых ей и ее ближайшим ученикам», — говорит Шейла Баркер, адъюнкт-профессор истории искусств Пенсильванского университета. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+