18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia получили награды

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

В Москве на сцене Драматического театра им. А.С.Пушкина состоялось вручение наград победителям премии нашей газеты, которых в этом году стало еще больше

Вручение Премии The Art Newspaper Russia по итогам 2022 года прошло в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. Лауреаты в пяти традиционных номинациях и лауреаты спецприза поднимались на его сцену, чтобы получить статуэтку работы художника Сергея Шеховцова.

Издатель международной сети The Art Newspaper и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Издатель международной сети The Art Newspaper и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

В номинации «Музей года» победил Нижегородский государственный художественный музей, один из старейших художественных музеев страны. Получивший приз директор Роман Жукарин отметил, что награда его музею — это признание высокого качества работы всех региональных музеев, и добавил: «Меня переполняют чувства радости, гордости и благодарности. Этот приз — важная веха и ступень в истории нашего музея. Победа окрыляет и обязывает и дальше высоко держать планку».

Генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

«Книгой года» был признан каталог выставки «Мельников/Melnikoff» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Получать его вышли директор музея Елизавета Лихачева и директор, главный хранитель Дома Мельникова (части Музея архитектуры) Анна Кистанова. «Это невероятное ощущение, — принимая статуэтку в виде двух перекрещивающихся башен, сказала Елизавета Лихачева. — Когда меня назначали на пост директора, я говорила коллегам, что мы должны делать выставки и выпускать книги так, чтобы The Art Newspaper Russia заметила наш труд». «Благодарю людей, причастных к созданию выставки и книги, — а их список огромный. Архитектура — невероятное искусство!» — закончила она.

Директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Елизавета Лихачева и директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Анна Кистанова, актер Евгений Стычкин. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Елизавета Лихачева и директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Анна Кистанова, актер Евгений Стычкин.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

Принимать награду в номинации «Личный вклад» должна была Марианна Сардарова, основатель фонда Ruarts, который в этом году отметит 20-летие, и галереи Ruarts. Арт-директор фонда и галереи Катрин Борисов зачитала слова Марианны Сардаровой, которая не смогла присутствовать на церемонии: «Для меня большая честь получить эту награду с формулировкой „За поддержку современного искусства и развитие нового выставочного пространства музейного уровня“. И хотя номинация звучит как „Личный вклад“, я бы хотела в первую очередь поблагодарить команду Ruarts. Эта премия, безусловно, часть ваших заслуг. Также благодарю художников, кураторов и все институции, с которыми мы сотрудничаем: мы делаем общее большое и важное дело».

Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова, генеральный директор The Art Newspaper Russia Татьяна Сахокия и арт-директор фонда Ruarts Катрин Борисов, получавшая приз в номинации «Личный вклад» от имени лауреата Марианны Сардаровой. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова, генеральный директор The Art Newspaper Russia Татьяна Сахокия и арт-директор фонда Ruarts Катрин Борисов, получавшая приз в номинации «Личный вклад» от имени лауреата Марианны Сардаровой.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

В номинации «Реставрация года» лидировала возрожденная руками сотрудников отдела реставрации масляной живописи XVIII — начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи во главе с Андреем Голубейко картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

«Эмоции переполняют нас, мы счастливы держать в руках эту статуэтку, — сказала главный хранитель музейных предметов ГТГ Татьяна Городкова. — И наша огромная благодарность за точные формулировки, которые точно и четко отражают суть масштабной реставрации многострадальной картины, которая шла с 2018 по 2022 год. От лица большой команды реставраторов, хранителей, научных сотрудников и исследователей выражаем слова признательности и благодарности Зельфире Трегуловой за ее вовлеченность в этот проект и ее всемерную и постоянную поддержку на протяжении всех этих лет. Безмерно гордимся нашими реставраторами: Андреем Голубейко, Екатериной Волковой и Александрой Орловской — и всем дружным и самоотверженным коллективом отдела. Эта блестяще проведенная реставрация для Третьяковской галереи означает не просто замечательный, мощный результат, но огромный рывок, который мы сделали с точки зрения освоения новейших технологий. И самое главное — это приверженность глубоко научному подходу на всех этапах работы. Все это переводит нашу реставрационную деятельность на совершенно новый уровень».

Ведущие реставраторы Александра Орловская и Екатерина Волкова, руководитель группы реставраторов, заведующий отделом научной реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала ХХ века Андрей Голубейко и главный хранитель музейных предметов Третьяковской галереи Татьяна Городкова. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Ведущие реставраторы Александра Орловская и Екатерина Волкова, руководитель группы реставраторов, заведующий отделом научной реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала ХХ века Андрей Голубейко и главный хранитель музейных предметов Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

«Выставкой года» редакцией газеты The Art Newspaper Russia был признан проект «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений» в Доме культуры «ГЭС-2», предлагающий опыт синтеза классической и модернистской музыки, архитектуры и современного искусства. Принять приз вышли Ксения Макшанцева, генеральный продюсер фонда V–A–C и «ГЭС-2», и куратор выставочных проектов фонда V–A–C и «ГЭС-2» Андрей Василенко. Он отметил, что «Настройки-3» «не выставка — это проект, который выставочным языком рассказывает, как существует и функционирует современное художественное производство, где любые иерархические контуры несущественны и которое открыто всегда, для любой аудитории с любыми запросами».

«Проект оказался столь же многослойным и с точки зрения продюсирования, — добавила Ксения Макшанцева. — Он потребовал привлечения большого количества разных специалистов, и мы благодарны каждому. Это был постоянный процесс медиации решений, связанных с архитектурой, звуком, художественными работами и кураторским замыслом. Это было непросто».

Заместитель генерального директора, генеральный продюсер Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Ксения Макшанцева и куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» Андрей Василенко. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Заместитель генерального директора, генеральный продюсер Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Ксения Макшанцева и куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» Андрей Василенко.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

Перед вручением спецприза на сцену вышли Инна Баженова, издатель международной сети The Art Newspaper и учредитель Премии The Art Newspaper Russia, и главный редактор газеты Милена Орлова.

«Мы бесконечно благодарны нашим номинантам и лауреатам за проекты, реализованные в непростых условиях, — сказала Инна Баженова. — Спасибо директору Драматического театра имени Пушкина Владимиру Жукову за помощь и гостеприимство! И отдельное спасибо нашим партнерам!»

Подробности

Авторская группа:

авторы идеи, режиссеры — Алексей Агранович, Кирилл Преображенский

художник-постановщик — Анна Наумова

актер — Евгений Стычкин

драматург — Максим Семеляк

музыкальный руководитель — Андрей Поляков

вокал — Тося Чайкина

Еще…

«В этом году мы изменили регламент премии, потому что не могли не отметить выдающийся пример межмузейного и международного сотрудничества, — продолжила Инна Баженова. — Проект из шести выставок в трех музеях, посвященных собраниям крупнейших российских коллекционеров Щукина и Морозовых. Мы отступили от сценария и учредили специальный приз „За блестящую реализацию беспрецедентного международного проекта“». Его получил международный выставочный проект, посвященный коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову и показанный в Фонде Louis Vuitton, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственном Эрмитаже.

Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова и издатель международной сети The Art Newspaper и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова и издатель международной сети The Art Newspaper и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

Милена Орлова поблагодарила коллег и просила не забывать о двух цифрах. Прежде всего, о 1,2 млн человек, которые посетили первую выставку проекта — «Коллекция Сергея Щукина. Шедевры современного искусства» в Фонде Louis Vuitton в Париже, что сделало ее самой посещаемой в мире выставкой 2017 года, также отмеченной Премией The Art Newspaper Russia еще до объявления этих результатов.

Призы получали представители четырех институций, имевших отношение к грандиозному проекту, все части которого увидело более 4,5 млн зрителей (вторая цифра, названная Миленой Орловой).

«Это было невероятное приключение, и большое счастье, что оно было, — сказала директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. — Слова „русский коллекционер“ звучали как праздник, они были у всех на устах. Искусство не может жить изолированным. У нас много возможностей гордиться теми людьми, которые создают искусство, видят его и умеют протянуть руку другому. Нельзя представлять себе, что это никогда больше не повторится».

Искусствовед Зельфира Трегулова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак, генеральный директор Фонда развития Государственного Эрмитажа Екатерина Сираканян и директор по коммуникациям «Louis Vuitton Восточная Европа» Елена Чичилимова. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Искусствовед Зельфира Трегулова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак, генеральный директор Фонда развития Государственного Эрмитажа Екатерина Сираканян и директор по коммуникациям «Louis Vuitton Восточная Европа» Елена Чичилимова.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

«Этот проект был реализован только потому, что его делали люди, объединенные едиными намерениями и идеалами, — продолжила искусствовед Зельфира Трегулова. — Разные институции, разные люди и страны (Третьяковка участвовала в трех из шести выставок проекта). То, что этот проект сделал для русского искусства, сложно переоценить. Он показал русское искусство как важнейшую составляющую мирового художественного процесса, как искусство, которое не просто выдерживает сравнение с лучшими мировыми образцами, а, находясь в одном зале с великими художниками мира, как Моне или Пикассо, говорит с ними на равных»

СПРАВКА

Партнеры церемонии вручения премии

Генеральный партнер — ювелирная компания Mercury

Партнеры:

Группа компаний «Пионер»

Отель «Арарат Парк Хаятт Москва»

Премиальный сервис «Ultima Яндекс Go»

Игристое вино Tête De Cheval

Информационные партнеры:

Информационное агентство России ТАСС

Издательский дом «Коммерсант»

Телеканал «Россия Культура»

Радио «Культура»

Еще…

«Спасибо, что придумали этот спецприз, — подтвердила генеральный директор Фонда развития Государственного Эрмитажа Екатерина Сираканян. — Было бы несправедливо, если бы этот великий проект не был бы упомянут».

«Мы храним эмоции и воспоминания об этом проекте, уникальном и по количеству зрителей, и по качеству шедевров», — добавила директор по коммуникациям «Louis Vuitton Восточная Европа» Елена Чичилимова.

Алексей Агранович. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Исполнительница Тося Чайкина. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Церемония вручения XI Премии The Art Newspaper Russia. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Церемония вручения XI Премии The Art Newspaper Russia. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Московский драматический театр имени А.С.Пушкина. Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Алексей Агранович.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Исполнительница Тося Чайкина.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Церемония вручения XI Премии The Art Newspaper Russia.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Церемония вручения XI Премии The Art Newspaper Russia.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная
Московский драматический театр имени А.С.Пушкина.
Фото: Анна Темерина/Дмитрий Чунтул/Ирина Полярная

Лейтмотивом церемонии стала песня Тоси Чайкиной «Создавай свой мир» в ее собственном живом исполнении.


C 2019 года генеральным партнером премии является ювелирная компания Mercury. Для бренда это далеко не первый опыт в поддержке культурных событий: с 2016 года компания является генеральным партнером церемонии вручения Национальной премии в области кинематографии «Золотой орел» и автором всех призов. С 2021 года ювелирная компания Mercury является партнером Московского международного кинофестиваля (ММКФ), а также автором всех наград международного киносмотра. Ювелирный бренд Mercury широко известен своими культурными, благотворительными и социальными проектами, активно поддерживает женщин в бизнесе.

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+