Выставка позволяет проследить развитие культа святых воинов и их иконографии на протяжении веков, начиная с домонгольской эпохи и заканчивая ХХ веком, в самых разных техниках — от иконописи до акварельной графики. Возглавляет «Небесное воинство» архангел Михаил — воевода небесных сил, за ним следуют святые времен раннего христианства, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Димитрий Солунский, а также менее известные Феодор Тирон, Меркурий, Мина, Андрей Стратилат, Никита Бесогон, Иоанн Воин и Уар. Затем шествуют древнерусские князья-мученики Борис и Глеб, Юрий Всеволодович, Михаил Черниговский и полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской.
По словам куратора выставки Сергея Брюна, идея проекта зародилась в 2021 году. Тогда планировалось, что это будет выездная выставка, которая позволит показать православный взгляд на почитание воинов в цитадели католицизма — Ватикане. После того как международные музейные обмены были приостановлены, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина предложила сделать эту экспозицию одной из двух главных выставок 2023 года. Это позволило значительно обогатить выставку, увеличив количество экспонатов примерно в два раза, и, главное, теперь в витринах можно увидеть большое количество «невыездных» предметов, которые в Италию никогда бы не отправили. Все это вещи, которые и свое место в Кремле покидают с большим трудом.
Например, икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов», которую в последний раз изымали из иконостаса Архангельского собора в 1980-е для реставрации. Из Успенского собора в выставочный зал перенесли так называемую доску гробную Димитрия Солунского — икону, вероятно написанную на деревянном щите, покрывавшем гробницу святого. Благодаря князю Всеволоду Большое Гнездо она стала храмовым образом Дмитриевского собора во Владимире.
«Выставка поистине историческая — прежде всего в силу беспрецедентного сосредоточения столь разнообразных шедевров древнерусского искусства. Для меня, как автора концепции и куратора выставки, особое значение имеет то, что, помимо научной значимости и бесспорной эстетической ценности, наша выставка взывает к незыблемым, непреходящим темам, раскрывая историю подлинного, многовекового благочестия», — считает Сергей Брюн.
Среди редко или вовсе не экспонировавшихся памятников — западноевропейский рельеф с изображением святого Георгия и дракона из Успенской звонницы, алебастровый Феодор Стратилат из церкви Троицы на Капельках, подаренный Алексеем Михайловичем своему печнику, рельеф Никиты Бесогона, спасенный после революции от уничтожения Николаем Померанцевым. Немало экспонатов предоставили Государственная Третьяковская галерея и Музей русской иконы им. Михаила Абрамова.
Всего проект включает около 130 произведений, которые распределены между двумя площадками. В Патриаршем дворце представлены святые воины во всевозможных ипостасях, в том числе одна из самых древних русских статуй — «Георгий Победоносец» Василия Ермолина 1464 года, одолженная Третьяковкой. Здесь можно увидеть и нумизматический раритет XI века — «сребреник Ярослава» из Эрмитажа, на котором вычеканен небесный покровитель мудрого князя — святой Георгий, а также посмотреть на древнейшие сохранившиеся образцы русского лицевого шитья — две хоругви с архангелами Михаилом и Гавриилом рубежа XII–XIII веков (впервые они представлены в паре). Изображения воинов дополнены реальными мечами и доспехами, соответствующими эпохе.
В Успенской звоннице рассказывается о том, как к заступничеству небесного воинства обращались в русском придворном церемониале и государственной символике. Причем не только в царской и императорской, но и в советской — последний раздел выставки показывает, как искусство 1930–1950-х годов работало с образами Александра Невского и Дмитрия Донского.
Музеи Московского Кремля
«Небесное воинство. Образ и почитание»
До 20 августа