В Тейт Бритен впервые за десять лет грядет основательное обновление постоянной экспозиции. Число произведений, охватывающих пять веков развития британского искусства, увеличится с 500 до 800. Крупнейшие художники — Уильям Блейк, Джон Констебл, прерафаэлиты и Генри Мур — получат отдельные залы. Более 100 работ Уильяма Тёрнера, выдающегося мастера романтического пейзажа, позволят проследить весь его творческий путь. Наряду с жемчужинами собрания, такими как «Офелия» Джона Эверетта Миллеса и «Большой всплеск» Дэвида Хокни, музей покажет новые приобретения, сделанные им с начала 2000-х годов. «Новинки» охватывают период с эпохи Тюдоров по сегодняшний день. Так, искусство миллениалов представит художница Рейчел Джонс 1991 года рождения. Кроме того, в рамках постоянной экспозиции будут сменять друг друга персональные выставки избранных художников-новаторов, в частности пионера поп-арта Ричарда Гамильтона. Найдут место и для сложных масштабных инсталляций вроде составленного из 8 т риса «Неонового рисового поля» Вонга Фаофанита.
Планируя смену экспозиции, музей сделал ставку на женское искусство. Оно будет представлено полнее, чем когда-либо прежде: от оп-арт-работ 1960-х годов Бриджет Райли и абстрактных скульптур Барбары Хепуорт до провокационных объектов Трейси Эмин и произведений Кудзанаи-Вайолет Хвами, исследующей злободневные темы расовой и гендерной идентичности. Но не стоит ждать от Тейт столь же радикального шага, каким запомнилась последняя, 59-я Венецианская биеннале, где женщины составили около 90% всех участников. Здесь пропорция будет где-то 50 на 50, и то лишь в случае с современными авторами. Это вполне адекватно отражает ситуацию, сложившуюся на их национальной арт-сцене: если вспомнить самых ярких представителей тех же «Молодых британских художников», то женщин и мужчин среди них окажется поровну.
Те части экспозиции, что посвящены искусству XVII–XIX веков, тоже пополнятся работами женщин. Конечно, в данном случае говорить о заметном увеличении их доли не приходится, поскольку до XX века лишь немногие имели возможность обучиться живописному мастерству, и хорошо, если удается открывать хотя бы единичные новые имена. Покажут, например, «Портрет неизвестной» (1650–1655) кисти Джоан Карлайл — она считается первой женщиной в Великобритании, которая стала профессиональным живописцем и работала маслом. Музей приобрел картину в 2016 году, и теперь это самая ранняя в его коллекции работа, написанная дамой.
Другой находкой Тейт стали акварели Эмили Сарджент. Публике хорошо известно творчество ее брата — портретиста Джона Сингера Сарджента, а вот Эмили вышла из тени лишь недавно. Ее постигла та же участь, что и многих художниц XIX века: она не смогла, в отличие от брата, получить профессиональное художественное образование. Тем не менее она была плодовитым мастером акварели, запечатлевшим в этюдах путешествия по Италии, Испании, Тунису, Палестине, Египту. В 1998 году потомки семьи Сарджент обнаружили сундук, в котором лежало 440 ее акварелей, созданных в Северной Африке. Спустя четверть века они пожертвовали содержимое сундука ряду американских и европейских музеев (если бы они решили сделать это сразу, то их дары, вероятно, остались бы невостребованными). Львиная доля — 45 этюдов — досталась Бостонскому музею изящных искусств, а 29 попали в Тейт, и теперь избранные листы включат в основную экспозицию.
В предыдущий раз смену постоянной экспозиции провели в 2013 году, и она получила положительные отзывы и специалистов, и посетителей. Процессом руководила Пенелопа Кёртис — она занимала пост директора Галереи Тейт с 2009 по 2015 год. Кёртис отказалась от группировки экспонатов по школам, стилям, жанрам и темам, а вместо этого разместила их в хронологическом порядке. Этот консервативный, на первый взгляд, подход явился революционным: экспозиция выглядела свежо и непривычно, поскольку в ней оказались по соседству совершенно разнородные произведения, относящиеся тем не менее к одним и тем же периодам. Окидывая их взглядом, можно было оценить новаторство отдельных художников в сравнении с их ближайшими современниками и проследить взаимовлияния. Кроме того, по инициативе Кёртис сократилось количество этикеток с пояснениями к экспонатам, что должно было побуждать посетителей к самостоятельной интерпретации.
Алекс Фаркухарсон, заняв в 2015 году кресло директора Тейт, раскритиковал концепцию предшественницы и заявил о желании вновь увеличить число экспликаций и перевесить экспонаты, выделив отдельные темы и подчеркнув социальный контекст создания произведений. Акцент на женском искусстве, по-видимому, стал более поздним решением. Обновленная экспозиция предстанет на суд зрителя 23 мая.