18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Хороший художник» как новая категория на международных аукционах

Олег Целков. «Театр». 2008. Эстимейт £30–40 тыс. Фото: Аукционный дом MacDougall’s
Олег Целков. «Театр». 2008. Эстимейт £30–40 тыс.
Фото: Аукционный дом MacDougall’s
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

MacDougall’s, главной специализацией которого всегда было русское искусство, возвращается к торгам. В каталоге аукциона «Парижская школа и другие мастера» объединены произведения Ильи Репина, Наталии Гончаровой, Оскара Рабина и Олега Целкова

Первый после годичного перерыва и скоропостижной кончины директора-сооснователя дома Уильяма Макдугалла аукцион состоится 25 марта. Торги будут посвящены Парижской школе — первой и второй волны. Это и так дольно широкое определение Екатерина Макдугалл, соосновательница аукционного дома, трактует еще более широко. В каталог включены художники от Наталии Гончаровой до Оскара Рабина и Олега Целкова («это художники русского происхождения, так или иначе связанные с Парижем»). Торги будут проходить онлайн на цифровой площадке парижского Hôtel Drouot.

Наталья Гончарова. «Цветочный натюрморт». 1958. Эстимейт £40,000–60,000. Фото: Аукционный дом MacDougall’s
Наталья Гончарова. «Цветочный натюрморт». 1958. Эстимейт £40,000–60,000.
Фото: Аукционный дом MacDougall’s

В нынешней геополитической ситуации провести такой аукцион — смелый шаг. Екатерина Макдугалл всегда была тонко чувствующим тренды экспертом. Свой первый аукцион она провела в 2004 году, когда рынок русского искусства казался незыблемо принадлежащим русским отделам Sotheby’s и Christie’s. Те, первые торги были посвящены русским художникам-эмигрантам, многие из которых как раз и относятся к Парижской школе. Вскоре MacDougall’s уверенно занял место в тройке лидеров.

Сергей Судейкин. «Тройка». Фрагмент. Эстимейт £30–40 тыс. Фото: Аукционный дом MacDougall’s
Сергей Судейкин. «Тройка». Фрагмент. Эстимейт £30–40 тыс.
Фото: Аукционный дом MacDougall’s

Концепция предстоящего аукциона рассматривает Париж как точку притяжения, центр вселенной для множества художников конца XIX и всего ХХ века. Таким образом, в нее попадают и Наталия Гончарова, и Сергей Судейкин, и Олег Целков, и Оскар Рабин. Все они работали и жили во французской столице. Как и Константин Коровин — на торгах представлен его «Портрет Шаляпина» 1938 года (эстимейт £150–200 тыс.). Учитывая, что почти треть мира отмечает 150-летие великого певца (посвященные ему выставки проходят, например, в Италии), этот лот способен заинтересовать коллекционеров из разных стран. «Культурные, объединяющие мир тренды не могут и не должны быть отменены», — уверена Екатерина Макдугалл. Также на торгах будут работы Андрея Ланского, Ильи Павиля, Жана Песке, Григория Пожидаева, Ивана Пуни. «Сейчас по понятным причинам цены на русское искусство на Западе очень упали. Но это продлится не вечно, и поэтому мы считаем, что для инвестиций в этот раздел момент удачный».

Константин Коровин. «Портрет Шаляпина» 1938 года. Эстимейт £150–200 тыс. Фото: Аукционный дом MacDougall’s
Константин Коровин. «Портрет Шаляпина» 1938 года. Эстимейт £150–200 тыс.
Фото: Аукционный дом MacDougall’s

Топ-лотом торгов считается полотно Ильи Репина, который провел в Париже три года (результатом его пенсионерской поездки стала картина «Парижское кафе», проданная в 2011 году на Christie’s за £4,5 млн, или $7,4 млн по тогдашнему курсу). «Бандурист» написан Репиным в 1918 году, когда он оказался отрезанным от России в финской Куоккале. Эта картина — одна из знаковых для позднего периода творчества художника, она выставлялась в Петрограде, Стокгольме. В каталоге выставки 1921 года в Нью-Йорке она была помещена на фронтиспис. Сейчас «Бандурист», написанный в финской Куоккале великим русским живописцем, родившимся в еврейском местечке Чугуеве в Харьковской губернии, оценен в £250–300 тыс.

Илья Репин. «Бандурист». 1918. Эстимейт £250–300 тыс. Фото: Аукционный дом MacDougall’s
Илья Репин. «Бандурист». 1918. Эстимейт £250–300 тыс.
Фото: Аукционный дом MacDougall’s

Объединять художников не по месту рождения, учебы и даже культурного кода (принадлежность к которому — оценка субъективная), а по «месту работы» кажется на данном этапе спасительной тактикой. Особенно в обстоятельствах, когда Третьяковская галерея считает, например, Илью Репина русским художником, а Метрополитен-музей — украинским (изменения в цифровом каталоге были замечены в феврале). Кстати, украинскими — по месту рождения — Met назвал и Ивана Айвазовского, и Архипа Куинджи, хотя Айвазовский по национальности армянин, Куинджи — грек, учились и преподавали они в Петербурге, а самую громкую прижизненную славу снискали в Париже. Хороший художник — и точка. 


Где и как продается русское искусство

Крупные аукционные дома, заморозившие тематические аукционы русского искусства, иногда включают русских художников в интернациональные торги. Например, на Sotheby’s в Лондоне 1–3 марта прошли вечерние, а потом дневные торги искусства ХХ века и современного искусства. В первые была включена работа Алексея Явленского «Девочка в морской блузе» (1910, продана за £1,74 млн при эстимейте до £1,2 млн), во вторые — «Семейный портрет» Петра Кончаловского (1932, продан за £76,2 тыс. при эстимейте £60–80 тыс.). Топ-лотом вечернего аукциона стала картина «Вид Мурнау с церковью II» Василия Кандинского. Полотно ушло за £37,2 млн, и это новый аукционный рекорд для художника.

Одним из топ-лотов аукциона «Искусство XIX века и британские импрессионисты» на Bonhams 29 марта будет знаковое полотно Василия Поленова «Были тут и женщины, которые смотрели издали» (1908) из библейского цикла, с оценкой £500–700 тыс. В те же торги попал морской вид Ивана Айвазовского за £80–100 тыс. Во Франции также можно найти отдельные предметы или целые коллекции на русскую тему. Так, клиент аукционного дома Millon в начале марта приобрел орден Святого Александра Невского за €260 тыс. (эстимейт €200–300 тыс.).

Эксперты кабинета Cazo (которые по старой традиции называются во Франции комиссарами-оценщиками) в мае планируют продавать иконы, предметы прикладного искусства и документы, связанные с Белым движением. Экспертный кабинет Gamaliy (основан в Париже в 2007 году) проводит серию торгов как совместно с парижскими, монакскими и российскими аукционными домами, так и на основе собственного аукционного дома Rossica, имеющего представителей в Петербурге, Москве и Лондоне. Сразу три аукциона прошли 12 марта — живописи и графики, книг и автографов.

Небольшие аукционы Германии в русском разделе традиционно специализируются на иконах. Пример — Hargesheimer Kunstauktionen, который наряду с ювелирными изделиями и современным искусством запланировал продажу «икон христианского мира» в апреле и ноябре 2023 года.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+