18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus

Татьяна Маврина. «Икша». 1974. Фото: In artibus
Татьяна Маврина. «Икша». 1974.
Фото: In artibus
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы

Название «От моря до моря» могло бы предвещать державно-эпическое или даже мистическое содержание выставки (поскольку это прямая цитата из библейского псалма 71), но помещенное в той же строке имя Татьяны Мавриной (1900–1993) от подобных гипотез решительно удерживает. На деле все проще: заголовок позаимствован из книги-альбома «Пути-дороги», где художница признавалась: «С малых лет мечтала быть землепроходцем — путешествовать, если не за три моря, то хотя бы от моря до моря».

Мечта отчасти сбылась, пусть даже с морями как таковыми и, тем более с заморскими землями, у Мавриной творческого романа не вышло. На протяжении всей своей долгой жизни она оставалась певцом Центральной России — сначала по преимуществу Москвы и ближнего Подмосковья, а со временем и других городов и весей. Добавим, впрочем, что интересы художницы отнюдь не всегда определялись географией: она была еще и мастером натюрморта, портрета, обнаженной натуры, книжной иллюстрации. Однако на выставке в фонде In artibus именно география служит путеводной нитью.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

Экспозиция, полностью построенная на работах из частных коллекций (среди их владельцев — Инна Баженова, Михаил Сеславинский, Софья Чапкина, Александр Шелудченко и еще ряд московских собирателей), заведомо не претендует на музейную всеохватность. Зато здесь довольно много вещей, которые широкой публике почти или совсем не знакомы. Это не означает, конечно, что Маврина здесь «другая», не похожая на себя. Как раз наоборот: поклонники ее творчества обнаружат яркие образцы фирменного стиля. Только не забудем, что стиль этот менялся от десятилетия к десятилетию, так что вернее все же говорить об эволюции.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

«Московские пейзажи — самые ранние, и общим числом их набирается примерно на половину выставки, — объясняет ученый секретарь фонда In artibus Анна Корндорф. — А вот морей у нас действительно немного. Есть, в частности, вольная гуашевая копия картины Анри Матисса „Дорога вдоль моря на мыс Антиб. Большая сосна“, сделанная Мавриной в 1939 году, серия тушевых листов про Гагры начала 1930-х из коллекции Александра Балашова и еще две работы по мотивам поездки в Афины в 1976 году». Из упомянутых московских видов едва ли не самое раннее произведение в экспозиции — акварель «Трамвайное кольцо» (1929) из собрания Константина Эрнста. Этот лист экспонировался на первой выставке легендарной группы «13», в числе участников которой была и Маврина. На примере именно московских пейзажей 1920–1940-х лучше всего заметны почти подспудные изменения в манере художницы.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

В остальном же этикеточная навигация в качестве ориентиров выдает Вологду, Вышний Волочек, Городец, Загорск (ныне — Сергиев Посад), Киржач, Кострому, Муром, Переславль-Залесский, Суздаль, Ярославль. Большинство из этих поездок Маврина совершала уже после войны, начиная с 1950-х. Это был ее затяжной и многократный среднерусский гранд-тур — становившийся, чем дальше, тем «чудесатее», что выражалось в нарастании интенсивности цвета и усилении стилизаторских приемов. Правда, Загорск и Городец появились на ее персональной географической карте раньше, еще в начале 1940-х, став своего рода «местами силы» и важными источниками вдохновения.

Татьяна Маврина сама о себе не без иронии говорила, что с юности была «ушиблена» цветом. И эта «ушибленность» осталась с ней навсегда, лишь меняя время от времени форматы и способы своего проявления. Пожалуй, «приключения» мавринских колоритов — тема не менее занимательная, чем реальные передвижения автора в пространстве.

Фонд In artibus
«От моря до моря. Графика Татьяны Мавриной»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+