18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus

Татьяна Маврина. «Икша». 1974. Фото: In artibus
Татьяна Маврина. «Икша». 1974.
Фото: In artibus
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы

Название «От моря до моря» могло бы предвещать державно-эпическое или даже мистическое содержание выставки (поскольку это прямая цитата из библейского псалма 71), но помещенное в той же строке имя Татьяны Мавриной (1900–1993) от подобных гипотез решительно удерживает. На деле все проще: заголовок позаимствован из книги-альбома «Пути-дороги», где художница признавалась: «С малых лет мечтала быть землепроходцем — путешествовать, если не за три моря, то хотя бы от моря до моря».

Мечта отчасти сбылась, пусть даже с морями как таковыми и, тем более с заморскими землями, у Мавриной творческого романа не вышло. На протяжении всей своей долгой жизни она оставалась певцом Центральной России — сначала по преимуществу Москвы и ближнего Подмосковья, а со временем и других городов и весей. Добавим, впрочем, что интересы художницы отнюдь не всегда определялись географией: она была еще и мастером натюрморта, портрета, обнаженной натуры, книжной иллюстрации. Однако на выставке в фонде In artibus именно география служит путеводной нитью.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

Экспозиция, полностью построенная на работах из частных коллекций (среди их владельцев — Инна Баженова, Михаил Сеславинский, Софья Чапкина, Александр Шелудченко и еще ряд московских собирателей), заведомо не претендует на музейную всеохватность. Зато здесь довольно много вещей, которые широкой публике почти или совсем не знакомы. Это не означает, конечно, что Маврина здесь «другая», не похожая на себя. Как раз наоборот: поклонники ее творчества обнаружат яркие образцы фирменного стиля. Только не забудем, что стиль этот менялся от десятилетия к десятилетию, так что вернее все же говорить об эволюции.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

«Московские пейзажи — самые ранние, и общим числом их набирается примерно на половину выставки, — объясняет ученый секретарь фонда In artibus Анна Корндорф. — А вот морей у нас действительно немного. Есть, в частности, вольная гуашевая копия картины Анри Матисса „Дорога вдоль моря на мыс Антиб. Большая сосна“, сделанная Мавриной в 1939 году, серия тушевых листов про Гагры начала 1930-х из коллекции Александра Балашова и еще две работы по мотивам поездки в Афины в 1976 году». Из упомянутых московских видов едва ли не самое раннее произведение в экспозиции — акварель «Трамвайное кольцо» (1929) из собрания Константина Эрнста. Этот лист экспонировался на первой выставке легендарной группы «13», в числе участников которой была и Маврина. На примере именно московских пейзажей 1920–1940-х лучше всего заметны почти подспудные изменения в манере художницы.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

В остальном же этикеточная навигация в качестве ориентиров выдает Вологду, Вышний Волочек, Городец, Загорск (ныне — Сергиев Посад), Киржач, Кострому, Муром, Переславль-Залесский, Суздаль, Ярославль. Большинство из этих поездок Маврина совершала уже после войны, начиная с 1950-х. Это был ее затяжной и многократный среднерусский гранд-тур — становившийся, чем дальше, тем «чудесатее», что выражалось в нарастании интенсивности цвета и усилении стилизаторских приемов. Правда, Загорск и Городец появились на ее персональной географической карте раньше, еще в начале 1940-х, став своего рода «местами силы» и важными источниками вдохновения.

Татьяна Маврина сама о себе не без иронии говорила, что с юности была «ушиблена» цветом. И эта «ушибленность» осталась с ней навсегда, лишь меняя время от времени форматы и способы своего проявления. Пожалуй, «приключения» мавринских колоритов — тема не менее занимательная, чем реальные передвижения автора в пространстве.

Фонд In artibus
«От моря до моря. Графика Татьяны Мавриной»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+