18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus

Татьяна Маврина. «Икша». 1974. Фото: In artibus
Татьяна Маврина. «Икша». 1974.
Фото: In artibus
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы

Название «От моря до моря» могло бы предвещать державно-эпическое или даже мистическое содержание выставки (поскольку это прямая цитата из библейского псалма 71), но помещенное в той же строке имя Татьяны Мавриной (1900–1993) от подобных гипотез решительно удерживает. На деле все проще: заголовок позаимствован из книги-альбома «Пути-дороги», где художница признавалась: «С малых лет мечтала быть землепроходцем — путешествовать, если не за три моря, то хотя бы от моря до моря».

Мечта отчасти сбылась, пусть даже с морями как таковыми и, тем более с заморскими землями, у Мавриной творческого романа не вышло. На протяжении всей своей долгой жизни она оставалась певцом Центральной России — сначала по преимуществу Москвы и ближнего Подмосковья, а со временем и других городов и весей. Добавим, впрочем, что интересы художницы отнюдь не всегда определялись географией: она была еще и мастером натюрморта, портрета, обнаженной натуры, книжной иллюстрации. Однако на выставке в фонде In artibus именно география служит путеводной нитью.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

Экспозиция, полностью построенная на работах из частных коллекций (среди их владельцев — Инна Баженова, Михаил Сеславинский, Софья Чапкина, Александр Шелудченко и еще ряд московских собирателей), заведомо не претендует на музейную всеохватность. Зато здесь довольно много вещей, которые широкой публике почти или совсем не знакомы. Это не означает, конечно, что Маврина здесь «другая», не похожая на себя. Как раз наоборот: поклонники ее творчества обнаружат яркие образцы фирменного стиля. Только не забудем, что стиль этот менялся от десятилетия к десятилетию, так что вернее все же говорить об эволюции.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

«Московские пейзажи — самые ранние, и общим числом их набирается примерно на половину выставки, — объясняет ученый секретарь фонда In artibus Анна Корндорф. — А вот морей у нас действительно немного. Есть, в частности, вольная гуашевая копия картины Анри Матисса „Дорога вдоль моря на мыс Антиб. Большая сосна“, сделанная Мавриной в 1939 году, серия тушевых листов про Гагры начала 1930-х из коллекции Александра Балашова и еще две работы по мотивам поездки в Афины в 1976 году». Из упомянутых московских видов едва ли не самое раннее произведение в экспозиции — акварель «Трамвайное кольцо» (1929) из собрания Константина Эрнста. Этот лист экспонировался на первой выставке легендарной группы «13», в числе участников которой была и Маврина. На примере именно московских пейзажей 1920–1940-х лучше всего заметны почти подспудные изменения в манере художницы.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

В остальном же этикеточная навигация в качестве ориентиров выдает Вологду, Вышний Волочек, Городец, Загорск (ныне — Сергиев Посад), Киржач, Кострому, Муром, Переславль-Залесский, Суздаль, Ярославль. Большинство из этих поездок Маврина совершала уже после войны, начиная с 1950-х. Это был ее затяжной и многократный среднерусский гранд-тур — становившийся, чем дальше, тем «чудесатее», что выражалось в нарастании интенсивности цвета и усилении стилизаторских приемов. Правда, Загорск и Городец появились на ее персональной географической карте раньше, еще в начале 1940-х, став своего рода «местами силы» и важными источниками вдохновения.

Татьяна Маврина сама о себе не без иронии говорила, что с юности была «ушиблена» цветом. И эта «ушибленность» осталась с ней навсегда, лишь меняя время от времени форматы и способы своего проявления. Пожалуй, «приключения» мавринских колоритов — тема не менее занимательная, чем реальные передвижения автора в пространстве.

Фонд In artibus
«От моря до моря. Графика Татьяны Мавриной»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+