Давайте начнем с нового здания. Была ведь долгая эпопея с его реконструкцией. Как все развивалось и к чему пришло?
С самого основания картинной галереи, с 1952 года, центральным выставочным комплексом служил Воскресенский собор, расположенный в центре города. За многие годы он превратился, конечно, в храм искусства, но все же изначально это православный храм, и Вологодская митрополия подняла вопрос о том, чтобы он вновь стал кафедральным собором. Галерее предложили другое здание, тоже в центре. Оно принадлежало крупнейшему предприятию нашего региона — компании «Северсталь», которая согласилась передать его области, чтобы создать здесь выставочный комплекс Вологодской картинной галереи.
Родилась в Вологде
1994 окончила Вологодское музыкальное училище
1999 окончила Петрозаводскую государственную консерваторию по специальности «музыковедение»
1994–2007 преподавала в музыкальной школе и Вологодском областном музкальном училище
2007–2019 работала в Департаменте культуры Вологодской области, пройдя путь от ведущего специалиста до руководителя управления государственной политики в сфере культуры и искусства с апреля 2019 директор Вологодской областной картинной галереи
У этого здания, наверное, и в советское время какая-то судьба была?
Да, там располагался проектный институт. А в 1990-е и последующие годы оно активно использовалось под офисы. Вологжане ходили сюда получать медицинские полисы и помнят, скорее, эту функцию здания. В 2016 году началась подготовка проекта реконструкции. Потребовались серьезные усилия и архитекторов, и музейных работников, в первую очередь директора галереи Владимира Воропанова (1954–2021), чтобы спроектировать там подходящее пространство.
Разработка проекта заняла почти два года, и в 2018-м начался процесс реконструкции. Был большой объем демонтажных работ, но, пока они шли, изменились строительные нормы, что потребовало корректировки проекта. Уже в 2021 году был начат второй этап, который теперь доведен до завершения. Впервые за 70 лет галерея приобрела здание, где объединились все направления нашей деятельности. Прежде всего, это экспозиционно-выставочная работа, это обеспечение сохранности музейных фондов, которые насчитывают более 44 тыс. единиц хранения, это культурно-просветительское направление и административно-хозяйственное.
Фонды целиком помещаются?
Мы еще не успели перевезти коллекцию, потому что реконструкция завершилась в декабре, как раз в тот период, когда транспортировка произведений искусства нежелательна: у нас морозно в Вологде. Ждем плюсовых температур, займемся перевозкой в марте и апреле. Площади нового фондохранилища рассчитаны под рост коллекции. Она увеличивается постоянно, причем в некоторые периоды очень значительно, до 1–1,2 тыс. произведений в год.
В новом доме наверняка и музейная экспозиция сделана по-другому, нежели раньше. А как именно?
Прежде у галереи не было возможности делать такие экспозиции постоянными. Сейчас в новом комплексе четыре этажа с выставочными пространствами, и два из них отданы под постоянные экспозиции. Это российское искусство XX–XXI веков и творчество вологодских художников того же времени. Экспозиция выстроилась удивительно. Ее формировала заместитель директора по науке Ирина Балашова, и она охватила 100 лет развития изобразительного искусства. Здесь есть преемственность с нашей экспозицией русского искусства, которая демонстрируется в Шаламовском доме и заканчивается 1920-ми годами. В новом здании все начинается как раз с этого периода и доходит до наших дней. Эти 100 лет представлены 100 работами Петра Кончаловского, Михаила Нестерова, Константина Юона и других художников. Экспозиция выстроена и по хронологии, и по жанровому принципу.
Прежний многолетний директор галереи Владимир Воропанов особую страсть питал к собирательству петербургского и ленинградского искусства. Продолжаете эту линию?
Да, Владимир Валентинович был связан с Ленинградом (он выпускник Ленинградского государственного университета) и постоянно поддерживал творческие и личные связи с художниками, с коллекционерами. Да и весь нынешний искусствоведческий состав галереи получил образование в Академии имени Репина, тоже петербургской, так что эта линия продолжается. В 2023 году мы даже решили сделать выставку «Вологда — Петербург: мост культур», чтобы представить эту часть нашей коллекции.
Посмотрел у вас на сайте аннотации выставок последних лет. Преобладают традиционные форматы, жанры, техники. Экспериментировать вам неинтересно?
Хотя мы и стоим на достаточно консервативных позициях, но не скажу, что у нас все абсолютно традиционно. Приобретя новый выставочный комплекс, конечно, мы ставим себе задачу и экспериментов — уже сейчас некоторые новаторские проекты запускаем в работу. Да, мы сотрудничали и сотрудничаем с крупнейшими российскими музеями, стараемся привозить классические коллекции. И стремимся к тому, чтобы у нас был представлен широкий спектр видов изобразительного искусства. В частности, выставки скульптуры, редкие ранее, сейчас проходят практически ежегодно.
В прошлом году мы представили выставочный проект «Новые имена», где показали молодых ребят, которые работают у нас в Вологодской области в различных направлениях изобразительного искусства. И даже для многих работников галереи этот проект стал неожиданным открытием. Будем сотрудничать и в дальнейшем с этими художниками, потому что хотим показывать наши молодые таланты. Конечно, многим увиденное показалось спорным. Но ведь искусство и должно вызывать дискуссии, мы на это нацелены.
Вы упомянули Шаламовский дом, который по своей мемориальной задаче вроде бы не связан с изобразительным искусством. Но здесь ведь не только музей писателя?
Это очень важный наш филиал, который располагается на туристической тропе, и в моменты активного турпотока это наше самое посещаемое здание. Конкурировать с ним сможет сейчас только новый выставочный комплекс.
В Шаламовском доме располагаются две постоянные экспозиции, они неразрывно связаны между собой. Одна, мемориальная, размещена в бывшей квартире Шаламовых, где родился и провел первые 17 лет своей жизни будущий писатель. В ней мы активно используем интерактивные форматы. Например, создан музейный спектакль, посвященный автобиографической повести Шаламова «Четвертая Вологда». При этом мемориальная экспозиция Варлама Тихоновича органично совмещается с постоянной экспозицией западноевропейского и русского искусства XVII — начала XX века. Мы даже пару лет назад сделали выставку «Шаламов и искусство», где раскрывали значимость различных видов искусства для биографии писателя.
Два других мемориальных объекта, тоже филиалы ВОКГ, посвящены вологодским художникам Владимиру Корбакову и Александру Пантелееву. Они известны меньше, чем Шаламов. Почему гостям города стоило бы заглянуть и сюда?
И Пантелеев и Корбаков — большие мастера, их творчество известно и за пределами нашего региона. Мастерская Александра Васильевича Пантелеева — это камерное пространство, оно уникально тем, что здесь действительно работал художник, и, приходя сюда, ты погружаешься в атмосферу творчества. Оно часто используется как площадка для старта какого-то художника. Но выставляем там и больших мастеров, потому что это пространство и вдохновляет, и в то же время обязывает.
Музейно-творческий центр Корбакова, помимо выставочных пространств, предусматривал и мастерскую художника, но он не воспользовался этой возможностью. В последние годы здесь была главная площадка для временных выставок галереи, хотя нас огорчало то, что на постоянной основе творчество Владимира Николаевича в этих стенах не присутствовало. В прошлом году, в год 100-летия художника, мы создали его постоянную экспозицию. Если возвращаться к экспериментам, то для нас это был абсолютный эксперимент, мы работали вместе с молодыми профессионалами, нашими вологжанами Дарьей Ван и Данилом Барашковым. Ребята предложили свою концепцию и дизайнерское решение. Мы постарались соответствовать смелости Владимира Николаевича, который и в 91 год продолжал экспериментировать. Экспозиция получилась очень яркой, необычной. В этом же доме проходят временные выставки, на втором этаже. Например, сейчас там гостит коллекция музея Большого театра.
Вологодчину многие воспринимают как некий заповедный край, где старина превыше новшеств. Вы этот образ стремитесь поддерживать или хотели бы как-то его трансформировать?
Нам бы хотелось оба направления поддержать. Вологда — прекрасный город: северный, тихий, с абсолютно другим ритмом, нежели в мегаполисах. И это хочется сохранить — патриархальность какую-то, в хорошем смысле консервативность. Но в то же время наш город современный, он развивается. Появляются такие новые пространства, как наш выставочный комплекс. Работая над ним, мы имели дело исключительно с вологжанами, и для меня важно, что Вологда — это территория талантов. Архитекторы, дизайнеры, строители, которые воплотили интереснейшие идеи, — все они показали, что в Вологде можно сделать уникальный современный объект, который при этом не будет выбиваться из контекста города. В нашем новом здании много таких решений, которые вы не встретите в других галерейных пространствах.