Пространство «Стрит-арт хранение» (САХ), объединяющее в себе функции коллекционирования, хранения, экспонирования, изучения и популяризации уличного искусства, открылось в «Севкабель порте». По замыслу его создателей и инвесторов — Inloco Initiative и Института исследования стрит-арта, «Стрит-арт хранение» станет институцией нового формата, публичной площадкой, на которой посетители смогут познакомиться с коллекцией, приобрести малотиражные работы и сувениры. А исследователи и все, кто интересуется этим направлением актуального искусства, получат возможность изучить фонды «Стрит-арт хранения» и его библиотеку.
Сравнительно небольшое (около 90 кв. м) пространство на Кожевенной линии, 40е, организовано по принципу открытого хранения, потенциально здесь можно разместить более 500 работ. Всего коллекция Института исследования стрит-арта на сегодняшний день включает в себя 350 предметов, но собрание постоянно пополняется. Посетители в составе организованных экскурсий смогут познакомиться с коллекцией, послушать лекции и принять участие в дискуссиях. А коллекционеры смогут приобрести понравившиеся предметы.
Сейчас в новом пространстве собрано около 250 работ уличных художников, или, как говорят его создатели, художников с уличным бэкграундом. Институт собирает работы не только тех авторов, кто в данный момент творит на улице ради собственного удовольствия, но и тех, кто работает в галереях, в паблик-арте. Поэтому в коллекции представлены живопись, графика, тиражная графика, скульптура, ассамбляжи, фотографии.
«На вопрос „Вы что, уносите с улиц куски стен или заборов, как поклонники Бэнкси выламывают фрагменты стен с его работами, а потом продаете?“ мы отвечаем, что вандализмом не занимаемся и всегда стараемся получить согласие автора», — рассказала нам Алина Зоря, искусствовед, директор проекта «Стрит-арт хранение». «Сейчас большинство уличных художников работает по такой схеме: они делают фотофиксацию своих уличных работ или используют найденные на улице различные предметы — куски заборов или бетона — для выполнения работ в студии. Фактически художники создают студийные работы, не переставая творить на улице. Нам интересно, как развивается художник, и даже если он сейчас перестал работать на улице, а сконцентрировался на работе для галерей, делает инсталляции, он не перестает быть актуальным для нас», — продолжает она.
В «Стрит-арт хранении» созданы условия, приближенные к музейным стандартам, — здесь поддерживают оптимальный температурно-влажностный и световой режим. Все пространство разделено на несколько функциональных зон. Значительную площадь занимают шкафы и стеллажи для хранения живописи, графики, фотографий, скульптуры, организованные по территориальному принципу: работы авторов из одного города или региона хранятся в одном шкафу. Часть предметов, как временная экспозиция, размещена на стенах и полу. Организаторы планируют обновлять ее каждый квартал.
Книги из формирующейся библиотеки занимают пока скромные полки в межоконном пространстве. Но институт активно закупает издания о стрит-арте, паблик-арте, о монументальном искусстве и в России, и за рубежом. По мысли создателей, на базе «Стрит-арт хранения» планируется создать уникальную для Петербурга библиотеку по теме уличного искусства, которая поможет будущим искусствоведам и всем исследователям в подготовке научных работ. Искусствоведы также получат здесь доступ в КАМИС (комплексная автоматизированная музейная информационная система), куда уже загружена коллекция Института исследования стрит-арта и представленные в пространстве произведения. На сегодняшний день в «Стрит-арт хранении» уже собраны работы 48 художников из Великого Новгорода, Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Самары, Тольятти. Среди петербургских — работы самых известных уличных художников: Саши Труна, Миши Маркера, Базелевса, Максима Има, Никиты Дусто. Москву представляют несколько работ Александра и Ольги Цыпковых, других авторов.
Особенно широко и разнообразно представлен в «Стрит-арт хранении» Нижний Новгород. Здесь и студийные скульптуры Ивана Серого, и работы Гоши New, в частности его «Реконструкция». Но это не оригинал, который художник создал на реальном синем металлическом заборе, окружавшем здание «Дома чекистов» постройки 1930-х годов в Нижнем Новгороде, а гибридный объект — автор повторил свой рисунок на другом фрагменте идентичного забора. Известные работы Никиты Nomerz тоже представлены в студийном варианте. Как и графика Андрея Оленева — в реальности его рисунки можно увидеть на старых заброшенных деревянных домах, а в «Стрит-арт хранении» находятся несколько листов его авторской графики.
Как рассказала Алина Зоря, работы для пополнения своей коллекции Институт исследования стрит-арта находит во время экспедиций по городам и регионам.
«Сначала составляется список наиболее активных авторов в каждом регионе, — рассказала она. — Затем команда выезжает в этот город, встречается с авторами, ходит по объектам и мастерским, фиксирует работы».
Окончательное решение, по словам Алины Зори, выносит художественный совет, в который входят специалисты Института исследования стрит-арта. Они отбирают для приобретения работы, которые отражают реальный срез ситуации в уличном искусстве на данный момент и в конкретном месте.
«Наша задача как института — создавать источники информации и вводить это в научный оборот как интересную сферу для исследований, — говорит его директор Анна Нистратова. — И не только для научных исследований: нам важно показать, что произведения уличных художников могут быть интересны серьезным коллекционерам».
К открытию «Стрит-арт хранения» организована серия лекций ведущих исследователей уличного искусства из Екатеринбурга, Перми, Петербурга. В планах Института исследования стрит-арта — провести в этом году (уже в четвертый раз) форум уличного искусства.