18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «17/37. Советская скульптура. Взлет» проходит в Новом Манеже

Фрагмент экспозиции «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Фрагмент экспозиции «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В экспозиции представлены около 100 предметов из более чем 20 музеев и частных собраний, включая многотонную гранитную голову Фердинанда Лассаля работы Виктора Синайского

Загадочное нумерологическое название выставки — «17/37. Советская скульптура. Взлет» — объясняется хронологическими рамками экспозиции, с 1917 по 1937 год. Это сложнейший период нашей истории и одновременно один из самых интересных с точки зрения изобразительного искусства. Будто лоскутное одеяло, эпоха собрана из самых разных направлений — от фрагментов уходящего модерна и элементов, свойственных процветавшему тогда на Западе ар-деко, до ершистых конструкций авангарда и идеальных тел неоклассицизма, прямо на глазах кристаллизирующегося в соцреализм. Куратор проекта Алла Есипович-Рогинская отобрала на выставку множество малоизвестных вещей и позабытых авторов, для которых проект оказался первым «выходом в свет» за многие годы.

Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО

Стилистическая многоголосица вкупе с разнообразием материалов — камень, металл, древесина, керамика — и богатством сюжетов успешно переносит нас в ту эпоху, когда фантазия кипела, а идеологический порыв был свеж и искренен. Выставка, хотя на ней рассказывается и о плане монументальной пропаганды, благодаря которому города украсились дешевыми и лаконичными истуканами героев революции (хоть и ненадолго: ненадежные материалы), не целиком сконцентрирована на коммунистической тематике. Орангутаны Василия Ватагина из полированной древесины соседствуют с обнаженными женскими телами, причем как реалистическими, так и кубистическими. Впрочем, революционного много. Как же без него? Тут и предоставленный АО «Оргмонтажпроект» гигантский рельеф Исаака Менделевича «Индустрия социализма», напоминающий своей масштабностью рельефы с ассирийскими процессиями, и проект памятника «Электрификация» Василия Козлова в духе советского ар-деко, и трогательно-сусальная фарфоровая композиция «Сталин навещает в Горках больного Ленина» Исидора Фрих-Хара, и большое количество деревянных Степанов Разиных и Емельянов Пугачевых.

Фрагмент экспозиции «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Фрагмент экспозиции «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО

Выставка в Новом Манеже — проект Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», который в этом году радует московских и петербургских зрителей чередой ярких выставок, в том числе «ДК СССР» в Большом Манеже. К участию РОСИЗО смог привлечь множество разных музеев и организаций. В частности, петербургский Государственный музей городской скульптуры даже одолжил на выставку многотонную гранитную голову Фердинанда Лассаля работы Виктора Синайского 1922 года — колосс, на который и смотреть страшно, не то что двигать. Из Государственного музея архитектуры на выставку отправился наивный раскрашенный рельеф с портретом Петра Кропоткина. Есть очень любопытные работы из частных коллекций.

Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Фото: Софья Багдасарова/TANR
Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Единственное, что расхолаживает — дизайн выставки. Куратор-архитектор выставочного проекта Антон Горланов — тот же самый человек, который несколько лет назад наполнил выставку деревянной скульптуры «Христос в темнице» в петербургском Манеже настолько театрально-драматической светотенью, что рассмотреть экспонаты было практически невозможно. В московском Новом Манеже ситуация получше, но все равно тенденция украшать «скучную скульптуру» дешевыми эффектами полумрака налицо. К тому же экспонаты расставлены на такой высоте, что людям невысокого роста, не говоря уже о детях, не видно ничего, кроме ноздрей.

Новый Манеж
«17/37. Советская скульптура. Взлет»
До 14 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+