18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нэнси Холт, яркое светило в небе над ленд-артом

Один из «Солнечных туннелей», которые нэнси Холт установила в 1976 г. в Пустыне Большого Бассейна. Фото: Holt/Smithson Foundation
Один из «Солнечных туннелей», которые нэнси Холт установила в 1976 г. в Пустыне Большого Бассейна.
Фото: Holt/Smithson Foundation
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Эту американскую художницу всегда знали, но долгое время явно недооценивали. Авторы коллективного труда «Нэнси Холт / Изнутри и снаружи» уверены, что тут не обошлось без мужского шовинизма, свойственного даже свободолюбивым 1960-м и 1970-м.

Американская художница Нэнси Холт (1938–2014) незадолго до смерти учредила в Нью-Йорке Фонд Холт — Смитсона для продвижения и собственного творчества, и наследия тогда уже покойного Роберта Смитсона (1938–1973). Этот фонд стоит и за недавно вышедшей книгой «Нэнси Холт / Изнутри и снаружи», приуроченной к одноименной выставке, которая прошла в Музее искусств Университета Умео в Швеции и теперь отправилась в Музей современного искусства в Барселоне.

Lisa Le Feuvre, Katarina Pierre. «Nancy Holt/Inside Outside». Monacelli Press. 224 с.: цв. и ч/б ил. $50, £35. На английском языке
Lisa Le Feuvre, Katarina Pierre. «Nancy Holt/Inside Outside». Monacelli Press. 224 с.: цв. и ч/б ил. $50, £35. На английском языке

Впрочем, книга не связана с выставкой как таковой, а является отдельным изданием. Как объясняет во введении Лиза Ле Февр, исполнительный директор фонда, она «представляет собой исследование тех пяти десятилетий, когда Холт изучала наши попытки найти свое место на поверхности нашей планеты». А еще книга нацелена на укрепление репутации художницы как одной из ключевых фигур и для ленд-арта, и для концептуального искусства (среди ее друзей и близких коллег по цеху были Карл Андре, Ева Гессе, Джоан Джонас, Сол Левитт, Ричард Серра). Правда, на протяжении многих лет Холт пользовалась меньшим вниманием, чем окружавшие ее художники-мужчины, включая Смитсона, за которого она вышла замуж в 1963 году.

Нэнси Холт и Роберт Смитсон в своем лофте на Гринвич-стрит, Нью-Йорк. 1970. Фото: Gianfranco Gorgoni/Holt/Smithson Foundation
Нэнси Холт и Роберт Смитсон в своем лофте на Гринвич-стрит, Нью-Йорк. 1970.
Фото: Gianfranco Gorgoni/Holt/Smithson Foundation

В 1973-м муж Нэнси Холт погиб в авиакатастрофе, когда они вместе отправились на маленьком самолете инспектировать ход работы над ленд-арт-объектом «Амарилло Рэмп». Это произведение художница завершила уже одна, попутно сняв документальный фильм. В следующем году она приобрела землю для «Солнечных туннелей» после проведения экспериментов с моделями на крыше своей студии в Нью-Йорке. Именно благодаря этой монументальной инсталляции в Пустыне Большого Бассейна в штате Юта Холт получила громкую известность.

Нэнси Халт. «Система вентиляции». 1985-1992. Инсталляция в Bildmuseet, Умео, Швеция. 2022. Фото:  Mikael Lundgren/Holt/Smithson Foundation
Нэнси Халт. «Система вентиляции». 1985-1992. Инсталляция в Bildmuseet, Умео, Швеция. 2022.
Фото: Mikael Lundgren/Holt/Smithson Foundation

«Солнечные туннели» стали предметом исследования в эссе Джеймса Нисбета, доцента Калифорнийского университета в Ирвайне. Автор указывает на неизменную роль туннелей и в других художественных работах Холт. Впрочем, в издании отмечена важность всего ее творчества, причем особое внимание уделено «бетонной поэзии», о которой идет речь в эссе куратора и писателя Карен Ди Франко. В книгу также вошла беседа между ее редакторами Лизой Ле Февр и Катариной Пьер, директором музея в Умео, с акцентом на работе Холт в привязке ко времени, месту и культурной актуальности. Однако главными текстами здесь стали четыре коротких эссе, написанные художницей между 1975 и 1993 годами. Они говорят о ее мышлении и творчестве больше, чем любые другие материалы.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+