18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В топ-10 мирового рейтинга посещаемости музеев из российских — только Эрмитаж

Государственный Эрмитаж. Дворцовая площадь. Фото: Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж. Дворцовая площадь.
Фото: Государственный Эрмитаж

Лувр сохранил лидерство, Ватикан приподнялся, китайцев не успели посчитать. У всех значимых институций посещаемость выросла, но уровень допандемийного 2019 года для многих пока недостижим

Международное издание The Art Newspaper опубликовало мировой рейтинг музейной посещаемости за 2022 год. В нем в порядке убывания числа визитеров расставлены 150 культурных институций со всей планеты — правда, как и год назад, без учета Китая. Власти КНР не раскрывают цифры годовой посещаемости государственных музеев до следующего мая (нынешнее исключение — музей М+ в Гонконге, оказавшийся на 18-м месте с 2,034 млн посетителей), так что коррективы в международный рейтинг можно внести лишь задним числом.

В частности, если бы китайская статистика учитывалась в прошлогоднем рейтинге, то на первом месте оказался бы вовсе не Лувр, а Музей провинции Гуандун в городе Гуанчжоу. Тем не менее, и тогда, и сейчас возглавляет список самых посещаемых музеев мира именно парижский Лувр — с 7,726 млн посетителей в 2022 году. Следом идут Музеи Ватикана, поднявшиеся на вторую позицию с прежнего восьмого места (5,080 млн). Ниже — две лондонские институции: Британский музей (третье место, 4,097 млн посетителей) и Тейт Модерн (четвертое место, 3,883 млн). Список лидеров продолжают Национальный музей Кореи в Сеуле (пятое место, 3,411 млн), парижский Музей Орсе (шестое место, 3,270 млн), две подряд американские сокровищницы — Вашингтонская национальная галерея искусств (седьмое место, 3,256 млн) и Метрополитен-музей в Нью-Йорке (восьмое место, 3,208 млн), затем — вновь Париж, теперь уже представленный Центром Помпиду (девятое место, 3,009 млн). Замыкает топ-10 Государственный Эрмитаж из Санкт-Петербурга с показателем в 2,812 млн посетителей.

Топ-20 самых посещаемых музеев в мире – 2022. Фото: The Art Newspaper
Топ-20 самых посещаемых музеев в мире – 2022.
Фото: The Art Newspaper

Все эти музеи — не случайные гости на вершинах мирового рейтинга посещаемости. Хотя год от года позиции варьируются, иногда происходят скачки вверх или вниз, образуются причудливые комбинации. Например, предыдущий рейтинг, посвященный результатам 2021 года, принес сенсационный результат: тогда в топ-10 вошли сразу четыре музея из России. Повторить этот успех не удалось. Эрмитаж остался в десятке, но опустился на четыре пункта; Государственный Русский музей со второго места откатился на 12-е (2,651 млн посетителей); Третьяковская галерея теперь вместо девятого места обосновалась на 20-м (1,910 млн). А «бронзовый призер» прошлого рейтинга — московский Мультимедиа Арт Музей — в заочном соревновании на сей раз не участвовал вовсе, поскольку здание на Остоженке с сентября 2022 года закрыто на ремонт. К слову, отсутствует в нынешнем списке и Музей современного искусства «Гараж», ранее занимавший 71-ю строчку в мировом рейтинге: институция уже больше года не ведет выставочной деятельности.

Добавим, что в «большом списке» из 150 институций присутствуют, хотя и подрастеряв прошлогодние позиции, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (42-е место, 1,225 млн), Музеи Московского Кремля (64-е место, 861 тыс.), Центр современного искусства «Винзавод» (72-е место, 780 тыс.) и петербургский Музей Фаберже (121-е место, 510 тыс.).

При анализе общих результатов рейтинга можно учитывать разные факторы и принимать во внимание те или иные сравнительные рубежи, но The Art Newspaper полагает, что в глобальном масштабе важнее всего сопоставлять цифры посещаемости музеев с учетом периода пандемии COVID-19. Поэтому в итоговой таблице показатели 2022 года сравниваются не только с 2021-м, но и с 2019-м, последним допандемийным. Если в первом случае зафиксирован повсеместный рост, иногда очень значительный, то сопоставление с результатами трехлетней давности выглядит далеко не столь утешительным. О том, что полного восстановления музейной экономики пока не произошло, косвенно говорит и суммирующая статистика. Подсчеты составителей рейтинга показывают, что в 2022 году людей, приобретавших билеты в музеи из списка топ-100, набралось 141 млн. Это гораздо больше, чем было и в 2021-м, и в 2020-м, но почти на 90 млн меньше, чем в 2019-м.

Полная версия ежегодного рейтинга посещаемости российских и мировых музеев будет опубликована в одном из следующих номеров The Art Newspaper Russia и на сайте газеты.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+