18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина Поллока попала в криминальные сводки

Джексон Поллок. Фото: American Art-Smithsonian Institution
Джексон Поллок.
Фото: American Art-Smithsonian Institution
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Неизвестное полотно, на обороте которого содержится дарственная надпись американской актрисе, было конфисковано у контрабандистов во время рейда

Неизвестная ранее картина Джексона Поллока — пионера и лидера абстрактного экспрессионизма — была конфискована в Софии во время рейда против участников организованной преступной группировки, занимавшейся незаконным сбытом произведений искусства. По словам экспертов, которых цитирует Болгарское национальное радио (БНР), картина датируется 1949 годом и ее стоимость может достигать €50 млн. Описание или фотография произведения пока не обнародованы, но, по заявлению прокуратуры, оно не было каталогизировано и не числилось в списке пропавших.

Согласно БНР, картина была обнаружена во время совместной болгарско-греческой силовой операции, направленной против организованной преступности и скоординированной Европолом. Аналогичные рейды прошли в Афинах и на Крите. Трое граждан Греции и один подданный Болгарии были арестованы. Во время операции обнаружили еще пять работ, по свидетельству БНР, «выдающихся художников».

Как сообщает болгарское новостное агентство Novinite, приписываемое Поллоку полотно было передано специалистам из Национальной художественной галереи Болгарии. «К большой радости, нам удалось установить и сохранить эту картину, и на данный момент экспертиза показывает, что это оригинал», — заявил генеральный секретарь Министерства внутренних дел Болгарии Петар Тодоров.

По словам Десиславы Петровой, заместителя прокурора Софии, выступившей на пресс-конференции 22 марта, на оборотной стороне холста содержится посвящение американской актрисе Лорен Бэколл, оставленное, вероятно, самим Поллоком. «Посвящается моему талантливому и дорогому другу Лорен Бэколл в день рождения», — гласит надпись, датированная 16 сентября 1949 года, в день 25-летия актрисы. Голливудская кинодива Бэколл была известна как коллекционер искусства и драгоценных украшений. В 2015 году, спустя год после ее кончины, собранная ею коллекция ушла с молотка за $3,6 млн на аукционе Bonhams в Нью-Йорке. Собрание включало, в частности, бронзовую скульптуру Генри Мура и цветную литографию Дэвида Хокни. Работы Поллока тогда не были выставлены на продажу.

Джексон Поллок за работой в своей студии. Фото:  Pollock-Krasner Foundation
Джексон Поллок за работой в своей студии.
Фото: Pollock-Krasner Foundation

К слову, самой дорогостоящей картиной Поллока, когда-либо выставлявшейся на аукционные торги, была «Номер 17, 1951» (1951), принесшая $53 млн ($61,2 млн с налогами) на первом из двух, назначенных судом, аукционов коллекции Линды и Гарри Маклоу в ноябре 2021 года. А в мае прошлого года абстракция Поллока «Номер 31» (1949) — созданная в том же году, что и приписываемая ему картина, найденная в Болгарии, — была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $47 млн ($54,2 млн с налогами).

Криминальная история с картиной Поллока стала кульминацией череды событий, в которых фигурируют найденные случайным образом произведения искусства. Последние месяцы запомнились уже несколькими такими новостями, пусть и без преступной подоплеки. Так, одна французская семья, пожелавшая сохранить анонимность, пригласила эксперта для оценки картины, которая годами висела у них в доме. Шок испытали и они сами, и приглашенный оценщик, когда выяснилось, что «ничего не стоящая копия Питера Брейгеля Младшего» в действительности оригинал, за который можно выручить до €800 тыс. Телешоу на BBC, в котором эксперты оценивают антиквариат, привезенный им жителями разных уголков Великобритании, позволило выявить в невыразительном пастельном пейзаже раннюю работу Дэвида Хокни. В ней едва ли узнается характерный стиль автора «Большого всплеска», но тем не менее она кое-чего стоит — порядка $36 тыс. Наконец, житель города Йорк (Великобритания) в ходе ремонта на кухне обнаружил настенные росписи, датируемые ориентировочно 1660 годом. Хотя росписи могут иметь национальное значение, средства на их консервацию пока не выделены, и нашедший поступил просто — спрятал их от солнечных лучей под распечатанными копиями.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+