18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Милосердие» и «Воспитание» помолодеют благодаря частному финансированию

Скульптурные группы «Милосердие» и «Воспитание», украшавшие пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома. Фото: PastVu
Скульптурные группы «Милосердие» и «Воспитание», украшавшие пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома.
Фото: PastVu
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Две аллегорические скульптуры работы Ивана Витали, некогда украшавшие въезд в Императорский воспитательный дом на Москворецкой набережной, реставрируют «открытым методом». Восстановленные статуи будут переданы в музей истории этого здания

Гигантский ансамбль Воспитательного дома на Москворецкой набережной долгие десятилетия остается «слепым пятном» для москвичей: он закрыт на реконструкцию. С 2021 года его редевелопментом занимается компания-застройщик «Бецкой» (названная в честь екатерининского вельможи, основателя этого знаменитого сиротского приюта). Коммерческий проект предполагает превращение здания в гостиничный комплекс, также речь идет о том, что территория будет открыта и каким-то образом интегрирована с соседним парком «Зарядье».

Конец работ пока не виден, но сейчас «Бецкой», а точнее, Фонд исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого совершил знаковую акцию — целиком спонсировал восстановление скульптурных групп «Милосердие» и «Воспитание», украшавших пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома со стороны Солянки. Эти изваяния — важный образец русского классицизма. Они были созданы в 1830–1835 годах скульптором Иваном Витали (1794–1855) и установлены на воротах, сооруженных по проекту Доменико Жилярди (1785–1845) и Афанасия Григорьева (1782–1868).

Скульптурная группа Ивана Витали «Воспитание». Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группа Ивана Витали «Воспитание».
Фото: ВХНРЦ

Аллегория Милосердия представляет собой женщину, которая кормит младенца и держит в руках пылающее сердце, в то время как ее окружают двое детей постарше. Воспитание же олицетворяется другой женской фигурой, читающей двум детям книгу. Иконографическая программа скульптур тесно связана с благотворительными функциями Воспитательного дома.

В трудное для здания советское время (в нем обитала Академия Рабоче-крестьянской Красной армии) подлинники были сняты с пилонов и в 1969 году заменены копиями работы современного скульптора Михаила Оленина. Эти копии, подвергавшиеся воздействию московской погоды, отреставрировали в рамках волонтерского проекта реставраторов НП «Российская ассоциация реставраторов» в 2021 году (премия «Московская реставрация — 2022»). Теперь настала очередь оригиналов.

Оба белокаменных подлинника все это время хранились в фондах Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, который предоставил их для реставрации на средства спонсора. На пресс-конференции, прошедшей в минувшем декабре, было подчеркнуто, что это редчайший в стране случай реставрации скульптур, целиком выполняемой на частные средства.

Скульптурная группы «Милосердие» и «Воспитание» в процессе реставрации. Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группы «Милосердие» и «Воспитание» в процессе реставрации.
Фото: ВХНРЦ

Работы ведутся специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря. «Я хочу поведать вам историю, как почти 100 лет назад, в 1928 году, наши коллеги из Центральных государственных реставрационных мастерских (а так тогда назывался наш центр) Александр Николаевич Златоврацкий и Владимир Николаевич Домогацкий уже приступали к реставрационным работам над скульптурными группами „Милосердие“ и „Воспитание“, но по разным причинам они не были закончены. И вот спустя столько лет эти скульптуры снова у нас. Порой один раз побывавшие в руках наших реставраторов произведения через годы опять попадают к нам. И работая с ними, мы перенимаем опыт наших предшественников, учимся у них, но и чувствуем радость от того, что теперь можем подарить памятнику более долгую жизнь благодаря новым методикам и современным технологиям в реставрации. На этот раз мы обязательно доведем работы до конца», — сказал генеральный директор ВХНРЦ Дмитрий Сергеев.

Скульптурная группа «Милосердие» в процессе реставрации. Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группа «Милосердие» в процессе реставрации.
Фото: ВХНРЦ

По его словам, реставрация ведется в мастерских «открытым методом», то есть, придя на экскурсию, любой сможет понаблюдать за тем, как идет работа.

Восстановление исторических статуй обещают закончить в 2023 году, после чего их передадут в музей Московского императорского воспитательного дома. Подробности грядущего возвращения скульптурных композиций пока не раскрываются. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+