18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Милосердие» и «Воспитание» помолодеют благодаря частному финансированию

Скульптурные группы «Милосердие» и «Воспитание», украшавшие пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома. Фото: PastVu
Скульптурные группы «Милосердие» и «Воспитание», украшавшие пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома.
Фото: PastVu
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Две аллегорические скульптуры работы Ивана Витали, некогда украшавшие въезд в Императорский воспитательный дом на Москворецкой набережной, реставрируют «открытым методом». Восстановленные статуи будут переданы в музей истории этого здания

Гигантский ансамбль Воспитательного дома на Москворецкой набережной долгие десятилетия остается «слепым пятном» для москвичей: он закрыт на реконструкцию. С 2021 года его редевелопментом занимается компания-застройщик «Бецкой» (названная в честь екатерининского вельможи, основателя этого знаменитого сиротского приюта). Коммерческий проект предполагает превращение здания в гостиничный комплекс, также речь идет о том, что территория будет открыта и каким-то образом интегрирована с соседним парком «Зарядье».

Конец работ пока не виден, но сейчас «Бецкой», а точнее, Фонд исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого совершил знаковую акцию — целиком спонсировал восстановление скульптурных групп «Милосердие» и «Воспитание», украшавших пилоны парадного въезда во двор Воспитательного дома со стороны Солянки. Эти изваяния — важный образец русского классицизма. Они были созданы в 1830–1835 годах скульптором Иваном Витали (1794–1855) и установлены на воротах, сооруженных по проекту Доменико Жилярди (1785–1845) и Афанасия Григорьева (1782–1868).

Скульптурная группа Ивана Витали «Воспитание». Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группа Ивана Витали «Воспитание».
Фото: ВХНРЦ

Аллегория Милосердия представляет собой женщину, которая кормит младенца и держит в руках пылающее сердце, в то время как ее окружают двое детей постарше. Воспитание же олицетворяется другой женской фигурой, читающей двум детям книгу. Иконографическая программа скульптур тесно связана с благотворительными функциями Воспитательного дома.

В трудное для здания советское время (в нем обитала Академия Рабоче-крестьянской Красной армии) подлинники были сняты с пилонов и в 1969 году заменены копиями работы современного скульптора Михаила Оленина. Эти копии, подвергавшиеся воздействию московской погоды, отреставрировали в рамках волонтерского проекта реставраторов НП «Российская ассоциация реставраторов» в 2021 году (премия «Московская реставрация — 2022»). Теперь настала очередь оригиналов.

Оба белокаменных подлинника все это время хранились в фондах Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, который предоставил их для реставрации на средства спонсора. На пресс-конференции, прошедшей в минувшем декабре, было подчеркнуто, что это редчайший в стране случай реставрации скульптур, целиком выполняемой на частные средства.

Скульптурная группы «Милосердие» и «Воспитание» в процессе реставрации. Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группы «Милосердие» и «Воспитание» в процессе реставрации.
Фото: ВХНРЦ

Работы ведутся специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря. «Я хочу поведать вам историю, как почти 100 лет назад, в 1928 году, наши коллеги из Центральных государственных реставрационных мастерских (а так тогда назывался наш центр) Александр Николаевич Златоврацкий и Владимир Николаевич Домогацкий уже приступали к реставрационным работам над скульптурными группами „Милосердие“ и „Воспитание“, но по разным причинам они не были закончены. И вот спустя столько лет эти скульптуры снова у нас. Порой один раз побывавшие в руках наших реставраторов произведения через годы опять попадают к нам. И работая с ними, мы перенимаем опыт наших предшественников, учимся у них, но и чувствуем радость от того, что теперь можем подарить памятнику более долгую жизнь благодаря новым методикам и современным технологиям в реставрации. На этот раз мы обязательно доведем работы до конца», — сказал генеральный директор ВХНРЦ Дмитрий Сергеев.

Скульптурная группа «Милосердие» в процессе реставрации. Фото: ВХНРЦ
Скульптурная группа «Милосердие» в процессе реставрации.
Фото: ВХНРЦ

По его словам, реставрация ведется в мастерских «открытым методом», то есть, придя на экскурсию, любой сможет понаблюдать за тем, как идет работа.

Восстановление исторических статуй обещают закончить в 2023 году, после чего их передадут в музей Московского императорского воспитательного дома. Подробности грядущего возвращения скульптурных композиций пока не раскрываются. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+