Основу выставки «Юсуповы. Род, история, коллекции» составили 500 экспонатов из музея-усадьбы «Архангельское». Если учесть, что Серпуховский историко-художественный музей возник на основе коллекции купчихи Анны Мараевой (1845–1928) и располагается в мараевском же особняке (творении архитектора Романа Клейна, автора здания московского магазина «Мюр и Мерилиз» — ныне ЦУМ, и Музея изящных искусств, ныне ГМИИ), то дополнительный эффект выставки заключается в смешении контекстов: предметы аристократического быта представлены в эклектичных купеческих интерьерах.
Из Архангельского в Серпухов приехали западноевропейская живопись, графика, скульптура, фарфор, хрусталь, художественная бронза и важные мемориальные вещи, как то: бювар Зинаиды Юсуповой, рисунки Феликса Юсупова и его супруги Ирины, урожденной княжны императорской крови Романовой, полиграфическое клише для первой публикации пушкинского стихотворения «К вельможе» (его поэт посвятил Николаю Борисовичу Юсупову-старшему) и многое другое.
На выставке род Юсуповых предстает в выигрышном свете: каждое поколение чтило предков и хранило о них память, все Юсуповы горячо любили родину, все они обладали хорошим вкусом и окружали себя красивыми вещами и произведениями искусства. И наконец, оказавшись в эмиграции, как написано в пресс-релизе, «в условиях резкого перелома судьбы» Юсуповы продемонстрировали «стойкость».
Выставка дает много поводов поговорить о ярких представителях этого семейства. Наверное, больше всего славы досталось убийце Григория Распутина — Феликсу Юсупову (1887–1967), автору замечательных мемуаров (1953), создателю модного парижского дома IRFE (1924–1931). Это он отсудил в 1933-м у кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer £100 тыс. ($3 млн по нынешнему курсу) за фильм «Распутин и императрица», порочащий честь семьи (в нем утверждалось, что жена Юсупова Ирина была любовницей Распутина).
Легендой в истории отечественного искусства осталась и его мать Зинаида Юсупова (1861–1939), в 1880-е самая красивая и богатая невеста России, позже — модель со знаменитого портрета кисти Валентина Серова. Когда Серов в 1901 году ее писал, Зинаиде Николаевне было 40 лет. Позировала она ему в нарядном бальном платье и — седая, что в общей жемчужно-серой гамме произведения не сразу бросается в глаза.
Не обойдет выставка вниманием и Николая Борисовича Юсупова-младшего (1827–1891) — скрипача, композитора, почетного члена Парижской и Римской консерваторий, купившего в семейную коллекцию скрипку Страдивари (сейчас она находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов и носит имя «Юсупов»). Но, конечно, история усадьбы Архангельское неразрывно и прежде всего связана с Николаем Борисовичем Юсуповым-старшим (1750–1831) — дипломатом, директором Эрмитажа и императорских театров. Он был страстным коллекционером и превратил свое подмосковное имение в музей, в русский Версаль.
Выставка — мультимедийная и интерактивная, со звуками и запахами. Также музей придумал обширную программу для детей и взрослых: лекции, концерты, кинопоказы и прочее.
Серпуховский историко-художественный музей
«Юсуповы. Род, история, коллекции»
До 6 ноября 2023