18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Постиндустриальный акрополь: в Выксе откроется музей металла

Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022. Фото: Фонд «ОМК-Участие»
Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022.
Фото: Фонд «ОМК-Участие»
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

На месте закрытого чугунолитейного завода в промышленном моногороде Выкса, где ежегодно проводится культурный «Выкса-фестиваль», создадут музейный комплекс и парк, куда переместят объекты Владимира Шухова

В индустриальном городе Выкса появится музейный комплекс «Центр промышленного прогресса». Реализация проекта вступила в новую фазу: архитектурная концепция утверждена, и теперь специалисты приступают к разработке технической документации. Комплекс планируется открыть в 2027 году, но его облик можно представить себе уже сейчас. Детали проекта раскрыли нашему изданию руководители петербургских архитектурных мастерских «Студия-44» и «Витрувий и сыновья», которые с прошлого года занимаются его разработкой.

СПРАВКА
Промышленный моногород с богатой культурной жизнью

Выкса — индустриальный моногород в Нижегородской области. Градообразующий металлургический завод является крупнейшим в стране производителем стальных колес для поездов и труб для добычи и транспортировки нефти и газа.

После того как в 1999 году завод вошел в состав Объединенной металлургической компании (ОМК), основатели благотворительного фонда «ОМК-Участие» Анатолий и Ирина Седых озаботились тем, чтобы сменить уклад местной жизни (в 2021 году филантропы получили Премию The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад»). Город хотелось сделать более комфортным и привлекательным для жизни, чтобы молодежь и перспективные специалисты не покидали его в поисках лучших возможностей и не поддавались вредным привычкам.

В 2010 году здесь запустили ежегодный фестиваль «Арт-овраг», который затем трансформировался в «Выкса-фестиваль». В разные годы его курировали Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, Федор Павлов-Андреевич, а теперь — Катя Бочавар. Благодаря ему в суровый моногород хлынуло искусство, прежде всего паблик-арт, включая граффити на фасадах жилых домов и заводских цехов от ведущих стрит-арт-художников, таких как Слава ПТРК и Миша Most. К преображению города начали подключать и местных жителей. Так, по эскизу Екатерины Кулевой был построен необычный арт-плот в виде прищепки, курсирующий по городскому пруду.

Пристальное внимание уделили и развитию общественных пространств — были благоустроены парки, детские площадки, набережная и другие объекты. Музейный комплекс — следующий шаг на пути к созданию культурного кластера и просто приятной зоны отдыха на территории закрытого устаревшего производства в самом центре города.

Еще…

«Это очень серьезный, многоплановый проект, — говорит архитектор Никита Явейн («Студия-44»). — Внутри здания музея, как в саркофаге, будут скрыты объекты культурного наследия. Это фрагменты доменной печи и литейного корпуса, находившегося на этой территории в XVIII веке. Мы включаем в комплекс музея элементы чугуноплавильных производств разных эпох».

Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022. Фото: Фонд «ОМК-Участие»
Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022.
Фото: Фонд «ОМК-Участие»

Самое время сказать, что Центр промышленного прогресса расположится на территории исторического Верхневыксунского чугунолитейного и железоделательного завода (в народе — просто «Чугунка»). Производство было основано в XVIII веке. Тогда указом императрицы Елизаветы Петровны был закрыт ряд предприятий на расстоянии 200 верст от Москвы. В списке изгнанников оказались и заводы братьев Андрея и Ивана Баташевых, расположенные в Туле. Новое место для металлургического производства они нашли в Выксе, вблизи крупной водной магистрали — Оки.

В 1766 году в эксплуатацию был введен первый завод (тот самый, о котором идет речь), а за ним и другие. С 1999 года местные предприятия вошли в состав Объединенной металлургической компании (ОМК). В 2018 году в Выксе закрылась последняя в Европе мартеновская печь. Этому событию был посвящен перформанс Анны Абалихиной «Страсти по Мартену», который впоследствии получил Гран-при Премии им. Сергея Курехина и победил в номинации «Проект года» премии «Инновация».

Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022. Фото: Фонд «ОМК-Участие»
Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022.
Фото: Фонд «ОМК-Участие»

ОМК приступил к разработке и реализации крупного инвестиционного проекта, который предполагал реновацию исторической промышленной территории и строительство в этом месте индустриального «Шухов-парка», рамочную архитектурную концепцию которого разработало бюро Wowhaus.

Появление имени выдающегося инженера Владимира Шухова необходимо прояснить. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде он показал сетчатую башню-гиперболоид и выставочные павильоны с перекрытиями в виде сетчатых сводов. Сразу после выставки Шухов получил заказ из Выксы. Здесь по его проекту были построены водонапорная башня высотой более 30 м, ставшая прообразом знаменитой телебашни на Шаболовке, и листопрокатный цех инновационной конструкции — с сетчатыми сводами двоякой кривизны. Поскольку Выкса является хранителем шуховского наследия, то и парк было решено назвать в его честь — тем более что его объекты будут перемещены сюда после реставрации.

Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022. Фото: Фонд «ОМК-Участие»
Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022.
Фото: Фонд «ОМК-Участие»

По словам Наталии Щербаковой-Юницкой, руководителя направления культурных проектов ОМК, музей должен стать одним из центральных элементов парка. «Музей представит металл как ДНК человеческой цивилизации. Экспозиция расскажет историю развития человечества через историю освоения металла», — сообщила она.

Музей будет стоять ниже уровня воды, так что с набережной Верхневыксунского пруда посетителям будет видна лишь верхняя часть трех выставочных корпусов. Но, несмотря на расположение в низине, постройки будут напоминать античный храмовый комплекс, пусть и несколько брутальный: листы кровли будут поддерживаться колоннадами из металлических труб, изготовленных здесь, в Выксе. «Мы использовали в проекте продукцию самого завода, — рассказал нам Сергей Падалко, руководитель архбюро «Витрувий и сыновья». — А кирпичные стены музея будут сложены из разобранных стен прежних производственных цехов. Нам удалось убедить заказчика, что металл и кирпич не надо ничем закрывать, что нужно оставить его естественно коррозирующим, постепенно меняющим внешний облик. Это своего рода инсталляция, протяженная во времени».

Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022. Фото: Фонд «ОМК-Участие»
Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022.
Фото: Фонд «ОМК-Участие»

Центральный корпус будет высоким и узким (всего 12 м в ширину), здесь расположится входная зона. Западный корпус — широкий и приземистый, почти квадратный. В нем разместятся фондохранилище и кабинеты администрации, на втором этаже откроются залы временных выставок. Под постоянную экспозицию отведут самый длинный, Восточный корпус; это будет трехъярусное пространство с галереями и амфитеатром в торце. Больше того, здесь сохранятся фрагменты доменного и литейного цехов XVIII века, наделенные статусом объектов культурного наследия. Главными реликвиями этого постиндустриального акрополя будут трубы ваграновых печей и оборудование мартеновского цеха, представленное в экспозиции под открытым небом, получившей название «Сад Мартена». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+