18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чиним старые книги в местах их регионального скопления

Порядка четверти библиотечного фонда страны нуждается в консервации или реставрации разной степени сложности. Фото: РГБ
Порядка четверти библиотечного фонда страны нуждается в консервации или реставрации разной степени сложности.
Фото: РГБ
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Центры консервации и реставрации библиотечных фондов, открывшиеся недавно в Нижнем Новгороде и Рязани, стали первыми ласточками сетевого федерального проекта. В общей сложности планируется создать четыре десятка подобных учреждений

Потребность в подобных центрах стала понятна после Всероссийского мониторинга состояния библиотечных фондов, который Российская государственная библиотека провела в 2020 году. Специалисты РГБ исследовали 252 учреждения (районные, сельские, детские библиотеки, библиотеки для слепых) и установили, что совокупный библиотечный фонд страны составляет 280 млн единиц хранения. Порядка четверти этого фонда нуждается в консервации или реставрации разной степени сложности, а ресурсами для такой работы располагают считаные организации. Всего в библиотечной системе РФ работает 410 реставраторов, из них 40 — в РГБ. Профильное образование имеют меньше половины библиотечных реставраторов. Все эти цифры приводил в своем выступлении на открытии Регионального центра консервации и реставрации (РЦКР) в Рязани начальник управления обеспечения сохранности фондов РГБ Александр Сошнин.

Восстановление полиграфической продукции требует особых навыков. Российская государственная библиотека стремится собрать их носителей в новых региональных центрах. Фото: РГБ
Восстановление полиграфической продукции требует особых навыков. Российская государственная библиотека стремится собрать их носителей в новых региональных центрах.
Фото: РГБ

Первые центры, в Нижнем Новгороде и Рязани, появились почти одновременно в декабре 2022 года. А всего до конца 2030 года в стране планируется открыть 40 подобных учреждений.

Цель системы РЦКР — реставрировать библиотечные фонды на местах, а для этого, во-первых, оснастить региональные библиотеки необходимым современным оборудованием и материалами. В состав каждого центра входят реставрационная и переплетная мастерские, лаборатория, мастерская стабилизации, отдел микрофильмирования и учебно-методический комплекс. И во-вторых, подготовить квалифицированные кадры. В 2022 году РГБ провела переподготовку 14 реставраторов. В рязанском РЦКР первым специалистом, получившим аттестацию Минкультуры и третью категорию художника-реставратора, стала Наталья Волкова.

Реставрационные центры будут функционировать по единым стандартам, методикам и техникам, разработанным специалистами в Москве. Даже фирменный стиль у всех центров будет одинаков. Реставраторов подготовят централизованно и таким же образом проведут их аттестацию. При этом будет вестись учет и контроль проделанной ими работы, примерный план которой уже известен: за год надо отреставрировать не менее 90 документов, сделать не менее 1,1 тыс. массовых библиотечных переплетов, подготовить не менее 1,5 тыс. микроклиматических контейнеров для фазовой консервации.

В состав каждого центра входят реставрационная и переплетная мастерские, лаборатория, мастерская стабилизации, отдел микрофильмирования и учебно-методический комплекс. Фото: РГБ
В состав каждого центра входят реставрационная и переплетная мастерские, лаборатория, мастерская стабилизации, отдел микрофильмирования и учебно-методический комплекс.
Фото: РГБ

В Рязанской области, например, около 3,5 тыс. документов, хранящихся в библиотеках, музеях и архивах, нуждаются в реставрационных работах, 50 тыс. — в массовом переплете, еще 50 тыс. — в особых микроклиматических условиях и специальной обработке. Так что пяти специалистам, составляющим сегодня штат рязанского РЦКР, хватит работы на годы вперед. Сотрудники таких центров полны энтузиазма. Благодаря новому оборудованию они могут работать не только с документами стандартных размеров, но и с крупноформатными афишами, плакатами и газетами, за считаные минуты изготавливать на плоттере короба любой конструкции и размеров. Инкапсулятор позволит заключать документы в защитные конверты из полиэфирной пленки, специальный вакуумный стол обеспечит фиксацию документов в процессе промывки, укрепления, выравнивания и сушки.

В результате библиотечный фонд станет более доступен. В отдаленной перспективе эти действия поднимут статус библиотек, расширят их функционал и целевую аудиторию. Система также позволит проводить наукоемкие прикладные исследования в интересах всей сети РЦКР, заняться комплексной научной реставрацией в том числе исключительных книжных памятников.

Многие документы, хранящихся в библиотеках, музеях и архивах, нуждаются в реставрационных работах, особых микроклиматических условиях и специальной обработке. Фото: РГБ
Многие документы, хранящихся в библиотеках, музеях и архивах, нуждаются в реставрационных работах, особых микроклиматических условиях и специальной обработке.
Фото: РГБ

Осенью 2022 года РГБ начала прием заявок от библиотек на включение в проект в 2023 году. Ключевым условием участия в этой программе является поддержка местных властей. Они должны предоставить помещение площадью не менее 100 кв. м и взять на себя расходы по его ремонту. Например, в Рязани для запуска пилотного РЦКР пришлось не только оперативно, в течение четырех месяцев, отремонтировать помещение, но и вложиться в строительство газовой котельной и благоустройство территории.

Потенциальным участникам программы уже разослали приглашения и анкеты. Среди тех, кто откликнется, выявят самых серьезных, после чего их кандидатуры утвердит Министерство культуры РФ. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+