После планового полуторагодичного перерыва 18 февраля вновь открылся для публики Манчестерский музей. Благодаря реконструкции стоимостью £15 млн удалось добавить пространства неоготическому зданию, обновить фойе и сменить экспозицию примерно в половине музейных залов, содержащих антропологические и археологические артефакты со всего мира.
Трансформация Манчестерского музея — пример тенденции, которую подхватили художественные институции по всей Великобритании: признать и обозначить свое колониальное прошлое. Но в этом случае музей еще и впервые пригласил отдельного куратора для департамента перспектив коренных народов.
Александра П. Альберда — представительница народа хемес-пуэбло, издревле обитающего на территории современного американского штата Нью-Мексико. Альберда также курирует программу «Создавая Манчестерский музей» и, таким образом, заведует коллекцией, многие экспонаты которой имеют темное происхождение. К открытию музея она подготовила новую экспозицию, посвященную теме обладания предметами материальной культуры, поручив 15 художникам нарисовать комиксы, в которых их личный опыт переплетался бы с экспонатами из фондов.
Кураторское видение Альберды представлено и в нескольких новых залах. Например, галерея Южной Азии, созданная в партнерстве с Британским музеем, стала первым в стране залом с постоянной экспозицией, посвященной истории и значению южноазиатской диаспоры. А популярная выставка под названием «Золотые мумии Египта» исследует еще и обстоятельства викторианской эпохи, когда были обнаружены многие из представленных здесь предметов. Отметим, что музей пригласил также куратора живых культур Нджабуло Чипангура. В его ведении — более 20 тыс. объектов из Африки, Азии, Океании и Америки. Как и Альберда, он работает над выстраиванием равноправных партнерских отношений с тамошними сообществами.
Подобные изменения происходят и в других учреждениях. В день открытия музея еще одна манчестерская институция, Центр современного искусства Китая (CFCCA), распахнула свои двери под новым названием “esea Contemporary”, подразумевающим аббревиатуру для стран Восточной и Юго-Восточной Азии (ESEA). Это, по словам директора центра Чжу Сяовэня, часть «важнейшей трансформации, затеянной в целях переосмысления и пересмотра цели и миссии нашей организации».
«В музеях по всей стране — всплеск интереса к размышлениям о связях между коллекциями и исчезновением исторической памяти, — говорит Садия Куреши, старший преподаватель в Бирмингемском университете. — Все чаще посетители приходят не просто для того, чтобы прочитать под экспонатом табличку с описанием. Им интересен более широкий контекст».
Еще одно важное направление деятельности Александры П. Альберды — поддержка прав коренных общин на их культурное наследие, для чего Манчестерский музей перейдет к «проактивной» репатриации объектов. В 2019 году в результате сотрудничества с Австралийским институтом исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива (AIATSIS) музей уже вернул в собственность коренных народов Австралии 43 церемониальных предмета. Воодушевившись сделанным, в музее объявили, что собираются провести самостоятельную экспертизу, чтобы выяснить происхождение вещей из своей коллекции, а не ждать, пока с ними свяжутся представители коренных народов, требуя возвращения артефактов.