18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Манчестерский музей все вернет, но сначала разберется

Манчестерский музей. Фото: The Manchester Museum
Манчестерский музей.
Фото: The Manchester Museum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Основанное в 1867 году, это хранилище археологических и антропологических экспонатов со всего света служило символом необъятности Британской империи. Теперь колониальное наследие подвергается беспощадной ревизии, и Манчестер тут в первых рядах

После планового полуторагодичного перерыва 18 февраля вновь открылся для публики Манчестерский музей. Благодаря реконструкции стоимостью £15 млн удалось добавить пространства неоготическому зданию, обновить фойе и сменить экспозицию примерно в половине музейных залов, содержащих антропологические и археологические артефакты со всего мира.

Трансформация Манчестерского музея — пример тенденции, которую подхватили художественные институции по всей Великобритании: признать и обозначить свое колониальное прошлое. Но в этом случае музей еще и впервые пригласил отдельного куратора для департамента перспектив коренных народов.

Александра П. Альберда — представительница народа хемес-пуэбло, издревле обитающего на территории современного американского штата Нью-Мексико. Альберда также курирует программу «Создавая Манчестерский музей» и, таким образом, заведует коллекцией, многие экспонаты которой имеют темное происхождение. К открытию музея она подготовила новую экспозицию, посвященную теме обладания предметами материальной культуры, поручив 15 художникам нарисовать комиксы, в которых их личный опыт переплетался бы с экспонатами из фондов.

Кураторское видение Альберды представлено и в нескольких новых залах. Например, галерея Южной Азии, созданная в партнерстве с Британским музеем, стала первым в стране залом с постоянной экспозицией, посвященной истории и значению южноазиатской диаспоры. А популярная выставка под названием «Золотые мумии Египта» исследует еще и обстоятельства викторианской эпохи, когда были обнаружены многие из представленных здесь предметов. Отметим, что музей пригласил также куратора живых культур Нджабуло Чипангура. В его ведении — более 20 тыс. объектов из Африки, Азии, Океании и Америки. Как и Альберда, он работает над выстраиванием равноправных партнерских отношений с тамошними сообществами.

Снаружи Манчестерский музей выглядит как прежде, однако внутри него многое меняется. Фото: The Manchester Museum
Снаружи Манчестерский музей выглядит как прежде, однако внутри него многое меняется.
Фото: The Manchester Museum

Подобные изменения происходят и в других учреждениях. В день открытия музея еще одна манчестерская институция, Центр современного искусства Китая (CFCCA), распахнула свои двери под новым названием “esea Contemporary”, подразумевающим аббревиатуру для стран Восточной и Юго-Восточной Азии (ESEA). Это, по словам директора центра Чжу Сяовэня, часть «важнейшей трансформации, затеянной в целях переосмысления и пересмотра цели и миссии нашей организации».

«В музеях по всей стране — всплеск интереса к размышлениям о связях между коллекциями и исчезновением исторической памяти, — говорит Садия Куреши, старший преподаватель в Бирмингемском университете. — Все чаще посетители приходят не просто для того, чтобы прочитать под экспонатом табличку с описанием. Им интересен более широкий контекст».

Еще одно важное направление деятельности Александры П. Альберды — поддержка прав коренных общин на их культурное наследие, для чего Манчестерский музей перейдет к «проактивной» репатриации объектов. В 2019 году в результате сотрудничества с Австралийским институтом исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива (AIATSIS) музей уже вернул в собственность коренных народов Австралии 43 церемониальных предмета. Воодушевившись сделанным, в музее объявили, что собираются провести самостоятельную экспертизу, чтобы выяснить происхождение вещей из своей коллекции, а не ждать, пока с ними свяжутся представители коренных народов, требуя возвращения артефактов.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+