18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

От «Москвошвеи» до Славы Зайцева: выставка в Музее Москвы

Показ моделей одежды Вячеслава Зайцева в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту. 1965. Фото: Александр Степанов/МАММ
Показ моделей одежды Вячеслава Зайцева в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту. 1965.
Фото: Александр Степанов/МАММ
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Выставка рассказывает о проектировании одежды, модельерах и манекенщицах в СССР. Экспозиция приурочена к 100-летию основания московского Ателье мод, прообраза легендарного Дома моделей на Кузнецком, ставшего центром советской модной индустрии

Музей Москвы продолжает серию громких выставок, посвященных различным аспектам художественной и повседневной жизни города прошлого столетия. Вслед за проектами «Московская оттепель: 1953–1968» (2016–2017), «Ткани Москвы» (2019–2020) и «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» (2020–2021) музей подготовил экспозицию, которая рассказывает о советском эксперименте на стыке искусства и промышленности — проектировании одежды. В центре внимания выставки — история легендарного Общесоюзного дома моделей на Кузнецком Мосту, а также его прообразов.

Выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Фото: Музей Москвы
Выставка «Дом моделей. Индустрия образов».
Фото: Музей Москвы

Выставка приурочена к 100-летию основания Ателье мод при тресте «Москвошвей» — первого теоретического и одновременно художественного центра моделирования одежды (1923–1925). Оно сыграло важную роль в становлении модной индустрии в СССР; именно здесь разрабатывали модели одежды для «нового человека». Продолжением этого социально-художественного эксперимента стал Дом моделей (1934–1938) треста «Мосбелье» на Сретенке. Наконец, в самом конце войны открылся Общесоюзный дом моделей на Кузнецком Мосту (1944–2003), который на несколько десятилетий стал синонимом советской моды. С ним была связана деятельность таких известных модельеров эпохи, как Вера Аралова, Анна Бланк, Нина Голикова, Вячеслав Зайцев, Татьяна Осмеркина, Наталья Орская. Каждый год здесь разрабатывали тысячи мужских, женских и детских коллекций швейных и меховых изделий и головных уборов, которые затем воспроизводили на фабриках по всей стране.

Художественно-технический совет в Зеленом зале Общесоюзного Дома моделей одежды. 1970-е. Фото: Частное собрание
Художественно-технический совет в Зеленом зале Общесоюзного Дома моделей одежды. 1970-е.
Фото: Частное собрание

На подиуме Дома моделей, а также на других площадках — в ГУМе, Доме кино, Колонном зале и даже за рубежом — блистали и первые отечественные манекенщицы: знойная «итальянская красотка» Регина Збарская, «советская Одри Хепбёрн» Лёка Миронова, русская «березка» Мила Романовская, «белокурая красавица» Валентина Яшина. К концу ­1950-х советские модельеры стали участвовать в международных выставках, а Збарскую французский журнал Paris Match назвал «самым красивым оружием Кремля». Так что в каком-то смысле мода тогда была делом государственной важности. Мировую славу Общесоюзному дому моделей принесло ярко-красное платье свободного кроя «Россия», спроектированное художницей Татьяной Осмеркиной (1967) и удостоенное золотой медали на выставке в Осаке (его реконструкция представлена на выставке).

Выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Фото: Музей Москвы
Выставка «Дом моделей. Индустрия образов».
Фото: Музей Москвы

Показы Дома моделей были редким в советской Москве проявлением «красивой жизни», почти что светским мероприятием. Это хорошо, хотя и в сатирическом ключе, показано в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», где один из главных героев, Геша в исполнении блистательного Андрея Миронова, подрабатывает как раз моделью на модных показах. Манекенщицы появлялись в советском кино и до этого. Так, героиня фильма Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» тоже участвует в дефиле Дома моделей. Там как раз показан советский вариант стиля new look: осиные талии, пышные юбки.

Выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Фото: Музей Москвы
Выставка «Дом моделей. Индустрия образов».
Фото: Музей Москвы

Среди экспонатов — эскизы и проекты коллекций женской, мужской и детской одежды, многочисленные издания с выкройками, дающие представление об эволюции стиля, фотографии, теле- и видеохроника знаменитых показов. Выставка включает также материалы из семейных архивов художников и частных коллекций, в том числе картоны Владимира Фаворского для фасада Дома моделей на Сретенке, коллекцию модельера Лины Телегиной, поразившую Ива Сен-Лорана во время его приезда в Москву, ткани фабрики «Красная Роза», из которых шили модельеры, вечернее платье Вячеслава Зайцева для Аллы Пугачевой.  

Музей Москвы
«Дом моделей. Индустрия образов»
До 2 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+