18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Высокие эстетические ценности и простые домашние истины

Джордж Гудвин Килберн. «Бедные родственники». 1875. Фото: Walker Art Gallery
Джордж Гудвин Килберн. «Бедные родственники». 1875.
Фото: Walker Art Gallery
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Историк культуры Николас Троманс предпринял исследование того, какое искусство выбирали для себя британцы и почему. Оказалось, что и полтора-два столетия назад хватало коучей, стремившихся наставлять население в вопросах оформления интерьеров

В 1813 году эссеист и критик Ли Хант и его брат Джон были по отдельности заключены в тюрьму за грубость в адрес принца-регента, проявленную в их журнале Examiner. Двухкомнатная камера Ли Ханта в Саутуарке быстро превратилась в своеобразный салон — после того, как он уговорил тюремщика разрешить дневные визиты друзей, среди которых был и лорд Байрон.

Сын Ханта рассказал об убранстве той тюремной камеры: розовые обои c решетчатым орнаментом, книжные шкафы, бюст Гомера и пианино, а стены до потолка увешаны гравюрами и картинами. Художник Бенджамин Роберт Хейдон, прославившийся мрачными историческими полотнами, ухитрился доставить в камеру Ханта свой огромный «Суд царя Соломона», «чтобы облегчить скуку заточения» (он явно сочувствовал заключенному, поскольку и сам неоднократно оказывался в тюрьме за долги).

Тюремная камера, она же картинная галерея, равно как и более поздние обиталища Ли Ханта, декорированные им уже на свободе, вдохновили его в 1834 году на эссе «Повесь картину в своей комнате». А это эссе послужило отправной точкой для захватывающего исследования Николаса Троманса о том, что происходит с картинами за закрытыми дверями частных домов. Эта тема оказалась и увлекательной, и многогранной.

Nicholas Tromans. «The Private Lives of Pictures: Art at Home in Britain 1800–1940». Reaktion Books. 296 с.: 28 цв. и 49 ч/б ил. £25. На английском языке
Nicholas Tromans. «The Private Lives of Pictures: Art at Home in Britain 1800–1940». Reaktion Books. 296 с.: 28 цв. и 49 ч/б ил. £25. На английском языке

В книге рассматриваются всевозможные британские варианты — от максимально скромных стен до грандиозных частных галерей музейного уровня. Авторы, которых цитирует Троманс, мучаются над вопросами, должны ли картины размещаться высоко, низко, группами или по отдельности, быть освещенными сверху или сбоку, крепиться на цепях, веревках или специальных подставках, висеть под наклоном — это особенно страстный спор — или прижатыми к стене.

Развеска картин воспринималась как серьезное дело, нацеленное отнюдь не только на оживление интерьера: картины могли поднять или испортить настроение, вдохновить на добродетель или поощрить порок. Критик и неудавшийся художник Уильям Хэзлитт, натолкнувшись в Виндзорском замке на портрет красавицы-аристократки Венеции Дигби, написанный Антонисом ван Дейком, утверждал, что «было бы почти невозможно совершить неподобающий поступок, пока эта картина висит в комнате».

Несмотря на оригинальность взглядов, знаменитый дизайнер Уильям Моррис в своем Красном доме находил место и для картин на стенах. Фото: Getty Foundation
Несмотря на оригинальность взглядов, знаменитый дизайнер Уильям Моррис в своем Красном доме находил место и для картин на стенах.
Фото: Getty Foundation

Удивляет, сколь велико было число художников, дизайнеров, писателей, реформаторов и просто проныр, которые пытались диктовать окружающим, что уместнее повесить в гостиной, что в столовой (здесь лучшим выбором считались фамильные портреты, чтобы не отвлекать взгляд и не расстраивать пищеварение) и даже в комнатах для прислуги. Среди тех, кто разглагольствовал на эту тему, Оскар Уайльд, Гарриет Бичер-Стоу, Эдит Уортон, Эдгар Аллан По и Вирджиния Вульф, вспоминавшая о том, как ее отец регулярно подводил гостей к собственному портрету, весьма для него лестному. А вот Дэвид Герберт Лоуренс утверждал, что картины дают разуму «аромат» и «неуловимую радость», в связи с чем даже предлагал сжигать их, когда эти качества — как в освежителе воздуха — улетучатся.

С какими-то из приведенных здесь суждений можно, разумеется, не соглашаться, но повесьте — и судимы будете. Книга почти наверняка заставить и вас окинуть трезвым взглядом собственные стены.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+