18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Коллекция музея в роли большого ботанического атласа

Из альбома «Сад Эрмитажа» в числе прочего пытливый читатель узнает, что на полотне Герарда Доу «Купальщица», помимо главной героини, изображены донник белый, лопух дубравный, манжетка и некоторые другие растения. Фото: Государственный Эрмитаж
Из альбома «Сад Эрмитажа» в числе прочего пытливый читатель узнает, что на полотне Герарда Доу «Купальщица», помимо главной героини, изображены донник белый, лопух дубравный, манжетка и некоторые другие растения.
Фото: Государственный Эрмитаж
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Альбом «Сад Эрмитажа» позволяет от лицезрения живописи в целом перейти к анализу растительного мира, запечатленного на холстах. Свой вклад в книжный проект внесли как маститые специалисты, так и совсем молодые

Это издание подготовлено независимым частным фондом «Эрмитаж XXI век» при участии музея и Санкт-Петербургского государственного университета. Книга стала частью проекта «Музей 15/24», разработанного еще в 2020 году международным консорциумом в составе выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам», фонда «Эрмитаж XXI век» и Аутсайдер-арт-музея (Нидерланды). Проект входит в международную программу Creative Twinning, которую финансирует МИД Королевства Нидерланды.

Продолжением «Музея 15/24» стал эрмитажный проект «Молодость», направленный на работу с молодежью от 17 до 28 лет. У него есть практическое направление — издание книг, в написании которых наравне с опытными исследователями принимают участие молодые ученые и студенты. В 2020 году в рамках проекта «Молодость» вышла книга «Бабочки Эрмитажа».

«Сад Эрмитажа». СПб.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2022. 634 с.: ил.
«Сад Эрмитажа». СПб.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2022. 634 с.: ил.

Книга «Сад Эрмитажа» — очередное издание в той же серии. В альбом включены как статьи научных сотрудников музея и университета, так и работы студентов. А тема его — растения, чьи изображения встречаются в натюрмортах, пейзажах, произведениях прикладного искусства, преимущественно из голландской коллекции ГЭ, одной из самых полных в мире. «Все статьи писались специально для этой книги, — рассказала нашему изданию Ирина Багдасарова, куратор проекта «Молодость», редактор книги. — Среди опубликованных произведений из коллекции музея много тех, что публикуются впервые».

Книга состоит из семи разделов: «Природные ландшафты, сады и парки», «В раме из цветов», «Венки», «Букеты», «Натюрморты», «Орнамент/паттерны» и «Образцы». Предваряет первый раздел статья «Хрупкость, красота, неизбежность увядания» Натальи Деминой, главного научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, подробно рассказывающая о расцвете нидерландского искусства, оказавшего мощное влияние на всю европейскую культуру. В разделе представлены картины голландских и фламандских мастеров, в том числе Питера и Яна Брейгелей, Рогира ван дер Вейдена, Луки Лейденского, Питера Пауля Рубенса, Яна ван Эйка. На них отмечены растения и даны описания, сделанные научными сотрудниками биологического факультета СПбГУ.

Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Вторая половина XVII в. Из раздела альбома «Природные ландшафты, сады и парки». Фото: Государственный Эрмитаж
Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Вторая половина XVII в. Из раздела альбома «Природные ландшафты, сады и парки».
Фото: Государственный Эрмитаж

Последующие статьи описывают разные аспекты представления цветов, деревьев и плодов на картинах художников, в работах скульпторов, мастеров по изготовлению гобеленов, фарфора, кружев, тканей. Особенно интересен раздел «Образцы» с рассказом о знаменитом голландском художнике Георге Хуфнагеле (1542–1601), чьи графические листы с рисунками растений и животных послужили образцами для очень многих художников и иллюстраторов. Все статьи переведены на английский язык.

Завершают издание обширный научный комментарий и перечень из почти 200 растений, описанных биологами в процессе исследования музейных экспонатов. По словам Валентины Бубыревой, кандидата биологических наук, ведущего специалиста управления экспозиций и музейных коллекций СПбГУ, ученые обратили внимание, что довольно часто в букетах присутствует лакфиоль и другие пахучие растения, а из цветов чаще всего встречаются розы — они изображены на 76 из почти 200 музейных экспонатов, подвергшихся исследованию.

«Наша задача была — определить растение, дать ему название, принадлежность к семейству, в пейзажах определить по кронам деревья, — рассказывает Валентина Бубырева. — Мы практически не встретили фантазийных растений, все они были узнаваемыми. Особенно поразил удивительный натурализм в изображении деталей. Как сказал один из наших сотрудников, эрмитажные предметы — это настоящий учебник ботаники».

По словам Зорины Мысковой, председателя правления фонда «Эрмитаж XXI век», книгу «Сад Эрмитажа» удалось подготовить и издать в рекордно короткие сроки — за один год. «Сейчас мы готовим новый издательский проект, — поделилась планами Зорина Мыскова. — Он тоже будет связан с коллекцией Эрмитажа, и в нем тоже активное участие примут молодые ученые и студенты». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+