18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерскую Давида Боровского готовят к новому сезону

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Портрет-инсталляция Давида Боровского в выставочном зале музея. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Портрет-инсталляция Давида Боровского в выставочном зале музея.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Студия легендарного сценографа, которая является одним из филиалов Бахрушинского музея, станет клубом любителей и профессионалов театра. Обещаны даже практические занятия по изготовлению сценических макетов

В Музее-мастерской Давида Боровского, который является одним из филиалов Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, грядет смена декораций и акцентов. После реставрации, которую планируют завершить к концу 2023 года, это мемориальное пространство предстанет оживленным театральным клубом, где будут рождаться новые творческие союзы и проекты, продолжающие дело хозяина мастерской.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Фойе. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Фойе.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Давид Боровский (1934–2006) — выдающийся театральный художник, ставший ориентиром для многих современных сценографов. Его декорации отличала сдержанность, даже аскетизм; он предпочитал работать с простыми материалами и грубыми фактурами: дерево, мешковина, металл. Его считали не оформителем (он и сам не любил это слово), а полноправным соавтором как Юрия Любимова, с которым он 30 лет проработал в Театре на Таганке, так и других именитых режиссеров.

Последние два года своей жизни Давид Львович трудился в помещении на пятом этаже дома в Большом Афанасьевском переулке. В 2012 году, после передачи мастерской Бахрушинскому музею, сын художника-постановщика Александр Боровский (пошедший, к слову, по стопам отца) создал здесь мемориальную экспозицию. В значительной степени была сохранена аутентичная обстановка; посетители могли увидеть макеты декораций, эскизы, рукописи, фотографии и личные вещи Давида Львовича, а в библиотеке — почитать книги, которые он собрал. Экспозиция получилась строгой и скромной — в духе того, чьей памяти она посвящена. Но все-таки требовала обновления.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Мемориальная часть музея. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Мемориальная часть музея.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Наконец оно началось, в рамках создания музейно-театрального центра «Бахрушинский». Музей станет куда более эффектным и современным. Посетителей будет встречать инсталляция с портретом Боровского, а пояснения и дополнения к экспонатам сделают в форме проекций. Мемориальная часть расширится до 150 кв. м, при этом пространство пересечет занавес из шерстяных нитей, сплетенный для легендарного спектакля Любимова «Гамлет» и ставший столь же знаменитым, как игравшие в постановке Владимир Высоцкий, Алла Демидова и Александр Пороховщиков. В 1970-х этот живой занавес двигался по сцене, сметая одних персонажей и преследуя других, теперь же он поделит мастерскую на две части: одну отведут под постоянную экспозицию, другую — под временные выставки.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Библиотека. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Библиотека.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Библиотеку и зону коворкинга тоже модернизируют. «Мы откроем здесь настоящую макетную мастерскую, — говорит генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова. — По периметру перед публикой предстанут работы Давида Боровского, а в центре расположится стол-подмакетник для профессионального изучения театрального макета. Посетители на практике смогут обучиться его изготовлению».

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Макетная мастерская. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Макетная мастерская.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Камерный музей в Большом Афанасьевском и прежде любили поклонники театра, в том числе те, кто хотел связать с этим искусством свою жизнь. Так, абитуриенты театральных вузов нередко приходили в библиотеку Боровского, чтобы подготовиться к поступлению. Но в будущем это пространство видят ни много ни мало точкой притяжения для режиссеров, сценографов, композиторов и артистов. «Спустя несколько лет создатели лучших спектаклей назовут этот клуб местом рождения их замысла», — уверен Александр Боровский. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+