В Музее-мастерской Давида Боровского, который является одним из филиалов Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, грядет смена декораций и акцентов. После реставрации, которую планируют завершить к концу 2023 года, это мемориальное пространство предстанет оживленным театральным клубом, где будут рождаться новые творческие союзы и проекты, продолжающие дело хозяина мастерской.
Давид Боровский (1934–2006) — выдающийся театральный художник, ставший ориентиром для многих современных сценографов. Его декорации отличала сдержанность, даже аскетизм; он предпочитал работать с простыми материалами и грубыми фактурами: дерево, мешковина, металл. Его считали не оформителем (он и сам не любил это слово), а полноправным соавтором как Юрия Любимова, с которым он 30 лет проработал в Театре на Таганке, так и других именитых режиссеров.
Последние два года своей жизни Давид Львович трудился в помещении на пятом этаже дома в Большом Афанасьевском переулке. В 2012 году, после передачи мастерской Бахрушинскому музею, сын художника-постановщика Александр Боровский (пошедший, к слову, по стопам отца) создал здесь мемориальную экспозицию. В значительной степени была сохранена аутентичная обстановка; посетители могли увидеть макеты декораций, эскизы, рукописи, фотографии и личные вещи Давида Львовича, а в библиотеке — почитать книги, которые он собрал. Экспозиция получилась строгой и скромной — в духе того, чьей памяти она посвящена. Но все-таки требовала обновления.
Наконец оно началось, в рамках создания музейно-театрального центра «Бахрушинский». Музей станет куда более эффектным и современным. Посетителей будет встречать инсталляция с портретом Боровского, а пояснения и дополнения к экспонатам сделают в форме проекций. Мемориальная часть расширится до 150 кв. м, при этом пространство пересечет занавес из шерстяных нитей, сплетенный для легендарного спектакля Любимова «Гамлет» и ставший столь же знаменитым, как игравшие в постановке Владимир Высоцкий, Алла Демидова и Александр Пороховщиков. В 1970-х этот живой занавес двигался по сцене, сметая одних персонажей и преследуя других, теперь же он поделит мастерскую на две части: одну отведут под постоянную экспозицию, другую — под временные выставки.
Библиотеку и зону коворкинга тоже модернизируют. «Мы откроем здесь настоящую макетную мастерскую, — говорит генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова. — По периметру перед публикой предстанут работы Давида Боровского, а в центре расположится стол-подмакетник для профессионального изучения театрального макета. Посетители на практике смогут обучиться его изготовлению».
Камерный музей в Большом Афанасьевском и прежде любили поклонники театра, в том числе те, кто хотел связать с этим искусством свою жизнь. Так, абитуриенты театральных вузов нередко приходили в библиотеку Боровского, чтобы подготовиться к поступлению. Но в будущем это пространство видят ни много ни мало точкой притяжения для режиссеров, сценографов, композиторов и артистов. «Спустя несколько лет создатели лучших спектаклей назовут этот клуб местом рождения их замысла», — уверен Александр Боровский.