18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерскую Давида Боровского готовят к новому сезону

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Портрет-инсталляция Давида Боровского в выставочном зале музея. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Портрет-инсталляция Давида Боровского в выставочном зале музея.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Студия легендарного сценографа, которая является одним из филиалов Бахрушинского музея, станет клубом любителей и профессионалов театра. Обещаны даже практические занятия по изготовлению сценических макетов

В Музее-мастерской Давида Боровского, который является одним из филиалов Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, грядет смена декораций и акцентов. После реставрации, которую планируют завершить к концу 2023 года, это мемориальное пространство предстанет оживленным театральным клубом, где будут рождаться новые творческие союзы и проекты, продолжающие дело хозяина мастерской.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Фойе. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Фойе.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Давид Боровский (1934–2006) — выдающийся театральный художник, ставший ориентиром для многих современных сценографов. Его декорации отличала сдержанность, даже аскетизм; он предпочитал работать с простыми материалами и грубыми фактурами: дерево, мешковина, металл. Его считали не оформителем (он и сам не любил это слово), а полноправным соавтором как Юрия Любимова, с которым он 30 лет проработал в Театре на Таганке, так и других именитых режиссеров.

Последние два года своей жизни Давид Львович трудился в помещении на пятом этаже дома в Большом Афанасьевском переулке. В 2012 году, после передачи мастерской Бахрушинскому музею, сын художника-постановщика Александр Боровский (пошедший, к слову, по стопам отца) создал здесь мемориальную экспозицию. В значительной степени была сохранена аутентичная обстановка; посетители могли увидеть макеты декораций, эскизы, рукописи, фотографии и личные вещи Давида Львовича, а в библиотеке — почитать книги, которые он собрал. Экспозиция получилась строгой и скромной — в духе того, чьей памяти она посвящена. Но все-таки требовала обновления.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Мемориальная часть музея. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Мемориальная часть музея.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Наконец оно началось, в рамках создания музейно-театрального центра «Бахрушинский». Музей станет куда более эффектным и современным. Посетителей будет встречать инсталляция с портретом Боровского, а пояснения и дополнения к экспонатам сделают в форме проекций. Мемориальная часть расширится до 150 кв. м, при этом пространство пересечет занавес из шерстяных нитей, сплетенный для легендарного спектакля Любимова «Гамлет» и ставший столь же знаменитым, как игравшие в постановке Владимир Высоцкий, Алла Демидова и Александр Пороховщиков. В 1970-х этот живой занавес двигался по сцене, сметая одних персонажей и преследуя других, теперь же он поделит мастерскую на две части: одну отведут под постоянную экспозицию, другую — под временные выставки.

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Библиотека. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Библиотека.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Библиотеку и зону коворкинга тоже модернизируют. «Мы откроем здесь настоящую макетную мастерскую, — говорит генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова. — По периметру перед публикой предстанут работы Давида Боровского, а в центре расположится стол-подмакетник для профессионального изучения театрального макета. Посетители на практике смогут обучиться его изготовлению».

Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Макетная мастерская. Фото: Музей-мастерская Давида Боровского
Проект реставрации Музея-мастерской Давида Боровского. Макетная мастерская.
Фото: Музей-мастерская Давида Боровского

Камерный музей в Большом Афанасьевском и прежде любили поклонники театра, в том числе те, кто хотел связать с этим искусством свою жизнь. Так, абитуриенты театральных вузов нередко приходили в библиотеку Боровского, чтобы подготовиться к поступлению. Но в будущем это пространство видят ни много ни мало точкой притяжения для режиссеров, сценографов, композиторов и артистов. «Спустя несколько лет создатели лучших спектаклей назовут этот клуб местом рождения их замысла», — уверен Александр Боровский. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+