18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера

Автор текста
Трейси Шевалье
Картина «Женщина в красной шляпе» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Женщина в красной шляпе» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства

Еще до открытия выставку Яна Вермеера в амстердамском Рейксмузеуме наградили слоганом, свойственным музейному блокбастеру: «самая большая в истории экспозиция работ Вермеера». И это чистая правда. Нидерландский художник за свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 43 лет, оставив вдове 11 детей и огромный долг) написал, по разным подсчетам, от 45 до 50 картин. Нам достоверно известно о 37 полотнах, хотя об атрибуции ряда из них эксперты продолжают спорить. В этой ситуации собрать вместе 28 работ Вермеера — уже чудо логистики и большое достижение организаторов амстердамской выставки.

Однако ее феноменальный успех, о котором свидетельствуют распроданные за два дня билеты на месяцы вперед, хвалебные отзывы критиков, все-таки зиждется не только на самом факте одновременного показа почти трех десятков работ одного из наиболее загадочных мастеров XVII века.

Афиша выставки Яна Вермеера на здании Рейксмузеума. Фото: Rijksmuseum
Афиша выставки Яна Вермеера на здании Рейксмузеума.
Фото: Rijksmuseum

Кураторы экспозиции Грегор Вебер и Питер Рулофс взяли за основу концепции принцип «лучше меньше, да лучше»: они не стали уменьшать пространство, предназначенное для временных выставок, или наполнять его искусственно произведениями современников Вермеера. Напротив, они повесили каждую картину так, чтобы вокруг нее было достаточно места, чтобы остановиться, замедлиться и как следует рассмотреть ее. Кроме того, посетители могут опереться на покрытые бархатом барьеры, чтобы поближе изучить такие шедевры, как «Вид Делфта» (1660–1661) и «Маленькая улица» (1658–1659).

Задача у дизайнера выставки, Жан-Мишеля Вильмотта, была не из простых: нужно было не только создать «декорации», в которых работы Вермеера смотрелись бы наиболее выигрышно, но и заранее продумать приемы, которые позволили бы развести потоки зрителей и защитить картины от толпы. Для этой цели были придуманы элегантные полукруглые балюстрады, образующие своего рода смотровую площадку перед каждой картиной.

Картина «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» в экспозиции «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» в экспозиции «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum

Цветовое решение экспозиции — сдержанное и одновременно эффектное: стены залов покрашены в темные, но не мрачные оттенки красного, синего и зеленого, интерьеры дополнены портьерами в тон, придающими экспозиции уместную театральность. Кураторам в союзе с дизайнером выставки удалось рассказать историю Вермеера, используя его собственную эстетику.

Экспозиция открывается двумя городскими видами, единственными образцами пейзажного жанра в творчестве Вермеера. Следующий зал посвящен ранним произведениям художника, в которых он осваивает принципы жанровой и мифологической живописи, еще вырабатывая собственную манеру. Но как только зритель переходит к «Девушке, читающей письмо у открытого окна» (1657–1658) и «Молочнице» (1658–1659), становится очевидно: это уже тот Вермеер, которого узнаешь издалека. Художник нашел идеальный размер для своих произведений, они меньше предыдущих, их цветовая гамма сгущается, а свет, выделяющий отдельные детали, становится более драматичным.

Картина «Молочница» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Молочница» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum

Главное же очарование полотен Вермеера — в его благоговении перед обыденностью, которое передается зрителю. Далее картины сгруппированы по сюжетам: женщины пишут и читают письма, принимают посетителей, музицируют.

Почти одновременно с грандиозной выставкой в Рейксмузеуме на родине художника, в Делфте, открылась камерная экспозиция, рассказывающая, по выражению ее куратора Давида де Хана, о «человеке, который стоит за знаменитыми картинами». «Делфт Вермеера» (до 4 июня) в Музее Принсенхоф объединяет более 100 объектов, связанных с жизнью художника, социально-экономическими условиями и художественной атмосферой города того времени. На выставке нет ни одного произведения самого Вермеера, но она предлагает познакомиться с его миром.

Этот музей как нельзя лучше подходит для такой задачи, поскольку располагается в старинном доме, по-видимому знакомом Вермееру. Один из трех залов выставки украшен потолочной росписью с музицирующими ангелами (1667–1669), созданной местным художником Леонартом Брамером, который оказал влияние на раннее творчество главного героя.  

Рейксмузеум
«Вермеер»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+