18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дмитрий Плавинский, создатель гравюр «советского ренессанса»

Дмитрий Плавинский. «Часовня». 1975. Литография. Некоторые свои мотивы художник варьировал не только в офортах, но и в других техниках. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Часовня». 1975. Литография. Некоторые свои мотивы художник варьировал не только в офортах, но и в других техниках.
Фото: Музей AZ
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Давно понятно, что московский Музей AZ интересуется не только фигурой Анатолия Зверева. Недавно под эгидой музея вышла «Книга офортов» Дмитрия Плавинского, где собраны буквально все известные работы этого художника в сфере печатной графики

Художников-нонконформистов часто, хотя и довольно спорно, называют «вторым русским авангардом», намекая на их преемственность авангарду историческому. Один из них, Дмитрий Плавинский (1937–2012), придумал другую метафору — «советский ренессанс». Она не только описывает расцвет искусства в послесталинские годы, но и более точна по отношению к самому Плавинскому, который наследовал не супрематизму и кубофутуризму, а Альбрехту Дюреру, Мартину Шонгауэру и Леонардо да Винчи (эти имена встречаются в его записных книжках). Особенно зримо это проявляется в его гравюрах, сделанных филигранно, с ремесленным старанием художника эпохи Возрождения.

Дмитрий Плавинский. «Рыцарь». 1975. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Рыцарь». 1975.
Фото: Музей AZ

То, как Плавинский оттачивал мастерство гравера, можно увидеть, листая «Книгу офортов», выпущенную Музеем AZ к выставке «Носороги на черепашьих бегах в Москве» — она была приурочена к 85-летию художника. В книге беспрецедентно полно представлен пласт его неживописного творчества — от линогравюр и монотипий конца 1950-х — начала 1960-х до относительно позднего «Носорога» (1987), выполненного вслед за Дюрером и вместившего в себя целое мироздание. Это вообще характерно для него: отразить большое в малом, поместить в росинку или чешуйку ощущение космической безграничности. Именно поэтому стоит отметить превосходное качество репродукций в книге: тончайшие штрихи и мельчайшие детали в них хорошо различимы.

Мария Плавинская. «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». М.: Музей AZ, 2022. 248 с.: ил.
Мария Плавинская. «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». М.: Музей AZ, 2022. 248 с.: ил.

В издании явлены два несхожих взгляда на творчество Плавинского-офортиста. Первый, более конвенциональный, дается в открывающей статье, автором которой выступил Олег Антонов, заведующий отделом графики ГМИИ им. А.С.Пушкина (кстати, именно в гравюрном кабинете Пушкинского музея художник постигал искусство гравюры, рассматривая оттиски Дюрера, Рембрандта, Гойи). Антонов доходчиво раскрывает ключевые темы, мотивы и аллюзии, которые возникают в работах Плавинского. Другой взгляд, где профессиональная отстраненность уступает место личному чувству, принадлежит Марии Плавинской, вдове художника, наблюдавшей собственными глазами рождение многих работ. Как духовная единомышленница мужа, она объясняет религиозно-философскую подоплеку офортов, как спутница жизни — делится любопытными эпизодами его биографии. Удивительна до содрогания, например, предыстория появления образа мумифицированной собаки, будто бы застывшей на бегу и воплощающей единство вечного и преходящего. Художник обнаружил мумию во время прогулки по колхозному полю и, пораженный изяществом ее формы, обернул одеялом и перевез на электричке в Москву, где повесил на стену в мастерской. Другая неожиданная находка Плавинского, рассохшаяся рыбацкая лодка на заснеженном берегу, переродилась в «Корабль викингов», а затем в «Пугало» (1976). Трансформацию образов, их переход из одной работы в другую удается проследить, углубляясь в книгу.

Дмитрий Плавинский. «Космический лист». 1975. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Космический лист». 1975.
Фото: Музей AZ

Мария Плавинская подготовила ряд комментариев и девять эссе об избранных гравюрах, чтобы помочь читателю верно истолковать их. Что бывает непросто, ведь, как писал сам Плавинский, художник не раскрывает себя в своих произведениях, а, напротив, шифрует. Художественный замысел автора проступает в руинах церквей и древних городов, через прожилки листьев и просветы истлевших досок, сквозь нотный стан и церковнославянскую вязь. Археологию этого палимпсеста из впечатлений, учений и прозрений позволяют понять материалы, завершающие книгу: список путешествий художника, а также хронология жизни, составленная им самим.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+