18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В экспозиции Русского музея появилось место для авторской «кухни»

Экспозиция Русского музея в корпусе Бенуа.       Фото: Государственный Русский Музей
Экспозиция Русского музея в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В Корпусе Бенуа с недавних пор действует новое экспозиционное пространство. Нынешний формат зала № 80 предназначен для предъявления малоизвестных граней творчества художников, представленных в коллекции музея

Как раздвинуть уже имеющиеся музейные залы и показать посетителям те аспекты работы художника, которые совсем или почти незаметны в постоянной экспозиции? Этими вопросами озабочены многие музейные сотрудники, но расширить внутреннее пространство, не меняя его масштабов, мало кому удается.

Теперь в центре зала № 80 в Корпусе Бенуа, где представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Самохвалова, Павла Филонова и других художников первой половины XX века, организовано дополнительное выставочное пространство.

Новый зал в корпусе Бенуа открылся выставкой Александра Самохвалова, включающей его живописные и скульптурные эскизы. Фото: Государственный Русский Музей
Новый зал в корпусе Бенуа открылся выставкой Александра Самохвалова, включающей его живописные и скульптурные эскизы.
Фото: Государственный Русский Музей

«Наконец-то реализовалась давняя мечта сотрудников отдела живописи — иметь в составе постоянной экспозиции уголок для маневров, который дает возможность регулярно ее обновлять, ничего не меняя в расположении работ, — рассказала нашему изданию Ольга Мусакова, ведущий научный сотрудник фонда живописи XX — начала XXI века. — Здесь мы будем детально знакомить с гранями мастерства художника, которые не увидеть в работах постоянной экспозиции, но которые важны для понимания его творчества».

Еще в 1990-е годы в ходе очередной реконструкции Корпуса Бенуа в центре зала № 80 появилось временное сооружение, напоминавшее беседку со сквозным проходом. Сначала в ней установили панели с видео­материалами, тематически связанными с экспозицией. Очень скоро панели вышли из строя, беседка пустовала, потом в ней устроили магазин сувениров. Что вызывало недоумение и раздражение у сотрудников: на лестничной площадке перед входом в залы уже есть магазин, а в залах и так не хватает места для ценных экспонатов.

Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа. Фото: Государственный Русский Музей
Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей

Возникла идея изменить функцию этой конструкции. «Фактически это расширение экспозиции за счет углубленной подачи материала, — говорит Егор Могилевский, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. — Мы предложили устраивать тут выставки из предметов, которые что-то уточняют, делают более выпуклыми детали, образ творца. Чтобы у зрителей складывалось полное впечатление от художника, эпохи и всей экспозиции».

Решили начать с работ Александра Самохвалова (1894–1971): на первой выставке представили семь эскизов к его неосуществленной картине «Радость жизни», два пейзажа, миниатюрную скульптуру и три крупных живописных полотна, выполненных в 1920–1930-е годы. А также обширную аннотацию с цитатами из дневниковых записей художника, в которых он детально рассказывает о своем замысле.

Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа. Фото: Государственный Русский Музей
Выставка Александра Самохвалова в корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский Музей

Выставка продлится до конца года, затем ей на смену придут другие временные экспозиции похожего свойства. «Уже есть идея показать здесь петербургские работы Бориса Ермолаева, — делится планами Егор Могилевский, — или работы из африканского цикла Кузьмы Петрова-Водкина, которые вообще очень редко демонстрируются».  

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+