18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

И в Ватикане неспокойно: что не так с коллекцией умершего папского каноника

В 2020 г. каноник Микеле Бассо пожертвовал свою сомнительную коллекцию Фабрике Святого Петра. Фото: Caleb Miller
В 2020 г. каноник Микеле Бассо пожертвовал свою сомнительную коллекцию Фабрике Святого Петра.
Фото: Caleb Miller
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

После смерти каноника Римской курии Микеле Бассо его коллекция искусства оказалась в центре скандала. Один из предметов в ней — кратер Евфрония — может стать аргументом в споре о реституции между Италией и США

Смерть пожилого каноника Римской курии монсеньора Микеле Бассо в начале года привлекла внимание к его загадочной коллекции произведений искусства. Интересно, как он заполучил эти вещи, одна из которых — предположительно, копия драгоценной греческой вазы — может разжечь давний спор о реституции художественных ценностей между Италией и США.

По слухам, Бассо, археолог-любитель и искусствовед, участвовал в раскопках, которые велись под собором Святого Петра. Он написал несколько археологических исследований, был архивариусом Фабрики Святого Петра (ведомства, которое занимается восстановлением одноименного собора) и камергером Капитула Святого Петра, состоящего из коллегии священников, назначенных папой в качестве каноников.

В 2000 году Бассо подозревали в мошенничестве, дело рассматривалось в прокуратуре Рима. Произошло это после того, как каноник якобы пытался продать подделки по фальшивым документам. Ему устроили проверку. В результате назначенный судом инспектор Марио Парраччиани заключил, что «подозрительные» картины и древности являются подлинными. Тогда же он подтвердил, что в коллекции Бассо, насчитывающей порядка 70 предметов, есть работы Гверчино и Джамболоньи, Маттия Прети и Пьетро да Кортона, а также статуя Сан-Джованнино XVI века из школы Микеланджело и ваза, носящая имя древнегреческого художника Евфрония. До 2020 года они хранились в доме Бассо недалеко от собора Святого Петра, после чего тот пожертвовал их Фабрике Святого Петра. Тогда же папа Франциск инициировал внутренний финансовый аудит счетов этого учреждения.

Кратер, датируемый 515 годом до н.э. и атрибутируемый Ефронию. Photo: Dario Pignatelli/REUTERS
Кратер, датируемый 515 годом до н.э. и атрибутируемый Ефронию. Photo: Dario Pignatelli/REUTERS

Считается, что Бассо не был настолько богат, чтобы самостоятельно приобретать такие произведения искусства. «Он не был ни состоятельным промышленником, ни графом, — рассказывает The Art Newspaper Франка Джансольдати, журналистка итальянской газеты Il Messaggero. — Напротив, он происходил из очень простой семьи: его мать работала сиделкой». По словам Джансольдати, в 2021 году в интервью Бассо уверял ее, что произведения искусства ему подарили «разные щедрые люди».

То же утверждал и адвокат Бассо, Лоренцо Контрада. Он сообщил крупнейшей итальянской ежедневной газете Corriere della Sera, что работы канонику подарили «другие прелаты, которые, в свою очередь, получили их от прихожан, не имеющих наследников». Каноник, по его словам, хотел продать коллекцию, чтобы собрать средства на строительство больницы в Тиране.

Джансольдати утверждает, что Ватикан предпочитает «хранить гробовое молчание», когда речь заходит о коллекции. Не получается: уже вовсю обсуждается судьба кратера, датированного 515 годом до н.э. и атрибутируемого Евфронию — крупнейшему древнегреческому вазописцу и гончару. Артефакт был приобретен в 1972 году за $1,2 млн торговцем антиквариатом Робертом Э.Хехтом для Метрополитен-музея. Объект вернули Италии в 2008 году, после того как местные власти заявили, что кратер Евфрония, обнаруженный на этрусском кладбище недалеко от Рима в 1971 году, попал в руки черных археологов.

Итальянские новостные агентства сообщают, что копия Бассо датируется XIX веком. Это означает, что оригинальный кратер мог быть раскопан до 1909 года, то есть еще до того, как Италия ввела запрет на незаконный вывоз культурно значимых ценностей. Если это подтвердится, Метрополитен-музей сможет потребовать вернуть предмет. На запрос The Art Newspaper о комментарии музей не ответил.

Этрусский кратер  (515 г. до н.э.) был возвращен в Италию в 2008 году Метрополитен-музеем. Фото: Vatican museums
Этрусский кратер (515 г. до н.э.) был возвращен в Италию в 2008 году Метрополитен-музеем.
Фото: Vatican museums

Однако Маурицио Пеллегрини, археолог-юрист, расследовавший известные преступления в области искусства, в интервью заявил, что копия Бассо могла быть изготовлена и в ХХ веке, что не мешало выдавать ее при продаже за произведение XIX века. Как вариант, предполагает он, кратер может быть копией другой вазы Евфрония. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+