Смерть пожилого каноника Римской курии монсеньора Микеле Бассо в начале года привлекла внимание к его загадочной коллекции произведений искусства. Интересно, как он заполучил эти вещи, одна из которых — предположительно, копия драгоценной греческой вазы — может разжечь давний спор о реституции художественных ценностей между Италией и США.
По слухам, Бассо, археолог-любитель и искусствовед, участвовал в раскопках, которые велись под собором Святого Петра. Он написал несколько археологических исследований, был архивариусом Фабрики Святого Петра (ведомства, которое занимается восстановлением одноименного собора) и камергером Капитула Святого Петра, состоящего из коллегии священников, назначенных папой в качестве каноников.
В 2000 году Бассо подозревали в мошенничестве, дело рассматривалось в прокуратуре Рима. Произошло это после того, как каноник якобы пытался продать подделки по фальшивым документам. Ему устроили проверку. В результате назначенный судом инспектор Марио Парраччиани заключил, что «подозрительные» картины и древности являются подлинными. Тогда же он подтвердил, что в коллекции Бассо, насчитывающей порядка 70 предметов, есть работы Гверчино и Джамболоньи, Маттия Прети и Пьетро да Кортона, а также статуя Сан-Джованнино XVI века из школы Микеланджело и ваза, носящая имя древнегреческого художника Евфрония. До 2020 года они хранились в доме Бассо недалеко от собора Святого Петра, после чего тот пожертвовал их Фабрике Святого Петра. Тогда же папа Франциск инициировал внутренний финансовый аудит счетов этого учреждения.
Считается, что Бассо не был настолько богат, чтобы самостоятельно приобретать такие произведения искусства. «Он не был ни состоятельным промышленником, ни графом, — рассказывает The Art Newspaper Франка Джансольдати, журналистка итальянской газеты Il Messaggero. — Напротив, он происходил из очень простой семьи: его мать работала сиделкой». По словам Джансольдати, в 2021 году в интервью Бассо уверял ее, что произведения искусства ему подарили «разные щедрые люди».
То же утверждал и адвокат Бассо, Лоренцо Контрада. Он сообщил крупнейшей итальянской ежедневной газете Corriere della Sera, что работы канонику подарили «другие прелаты, которые, в свою очередь, получили их от прихожан, не имеющих наследников». Каноник, по его словам, хотел продать коллекцию, чтобы собрать средства на строительство больницы в Тиране.
Джансольдати утверждает, что Ватикан предпочитает «хранить гробовое молчание», когда речь заходит о коллекции. Не получается: уже вовсю обсуждается судьба кратера, датированного 515 годом до н.э. и атрибутируемого Евфронию — крупнейшему древнегреческому вазописцу и гончару. Артефакт был приобретен в 1972 году за $1,2 млн торговцем антиквариатом Робертом Э.Хехтом для Метрополитен-музея. Объект вернули Италии в 2008 году, после того как местные власти заявили, что кратер Евфрония, обнаруженный на этрусском кладбище недалеко от Рима в 1971 году, попал в руки черных археологов.
Итальянские новостные агентства сообщают, что копия Бассо датируется XIX веком. Это означает, что оригинальный кратер мог быть раскопан до 1909 года, то есть еще до того, как Италия ввела запрет на незаконный вывоз культурно значимых ценностей. Если это подтвердится, Метрополитен-музей сможет потребовать вернуть предмет. На запрос The Art Newspaper о комментарии музей не ответил.
Однако Маурицио Пеллегрини, археолог-юрист, расследовавший известные преступления в области искусства, в интервью заявил, что копия Бассо могла быть изготовлена и в ХХ веке, что не мешало выдавать ее при продаже за произведение XIX века. Как вариант, предполагает он, кратер может быть копией другой вазы Евфрония.