18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наука и искусство — две части одного уравнения

Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Еврейский музей и центр толерантности совместно с Политехническим музеем подготовил эпохальный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство», посвященный взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности

Сотня артефактов точных наук и произведений высокого искусства, 500 лет трудов художников и ученых, не считая мыслей, которые получены из письменных источников от древних египтян и не менее древних греков. Выставочный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство» придумал Еврейский музей и центр толерантности совместно с Политехническим музеем в честь объявленного в России десятилетия науки и технологий (2022–2031).

Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Проект поддержали Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей Востока, Музей архитектуры, Stella Art Foundation, а также частные коллекционеры, предоставив раритеты из своих собраний.

Эпиграфом к выставке можно считать два офорта Рембрандта: «Ученый в своем кабинете» («Фауст») и «Художник, рисующий модель». Где здесь пролегает граница между наукой и искусством?

Кураторы выставки
Ирина Дворецкая и Мария Гадас

Вопрос о границе между наукой и искусством занимал нас с самого начала работы над этой выставкой. Где заканчиваются возможности подсчетов и формул? Или, наоборот, доказанные уравнения не оставляют пространства для прекрасных метафор? Что имел в виду Альберт Эйнштейн, говоря: «Достоевский дает мне больше любого научного мыслителя»?

В отношениях науки и искусства самой фантастичной кажется возможность искусства спровоцировать научное открытие. Что же сделал Достоевский для теории относительности? Парадоксальность мыслительного маршрута оказалась для Эйнштейна невероятно плодотворной. Приближение к научному открытию может быть короче через нелогичную, абсурдную ткань художественного явления.

Если верить большим ученым, в основе научных законов всегда лежит принцип красоты. Которую мы привычно считаем оценкой человеческого восприятия. И вдруг она оказывается категорией бесспорной. И доказывают это точные науки, занятые, казалось бы, совсем иным.

Еще…

Звезды над головой

Два главных человеческих занятия всегда существовали вместе. Самым древним из известных сейчас наскальных рисунков более 45 тыс. лет. В абсолютной гениальности первого художника — человека, взявшего в руку кусок угля, чтобы нарисовать добытого им зверя, — сомневаться невозможно. Но он был и первым зоологом. Древнейшая наука — астрономия — моложе. По самым оптимистичным оценкам, люди стали наблюдать за звездами примерно 20 тыс. лет назад. Пройдет очень много времени, прежде чем философ Иммануил Кант упакует мысли первого в мире астронома, который заглядывался на светила, в изящную формулу: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Астрономия как наука началась примерно 6 тыс. лет назад с появлением земледелия и оседлого образа жизни. Древние люди заметили, что звезды на небе перемещаются в течение ночи и года — вот вам готовый календарь. А еще они обратили внимание, что взаимное расположение звезд остается неизменным. И тогда первый астроном (он же был художником) ввел понятие «созвездие», дав первым из них имена мифологических животных: Дракон, Козерог и Пегас. Сегодня небо плотно заселено 88 созвездиями с поэтическими названиями — от Волос Вероники, жены египетского фараона, до Столовой Горы, точки на карте Южной Африки, где в XVIII веке проводилось тщательное изучение неба в Южном полушарии.

Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Разделом «Астрономия» и начинается выставка, построенная как диалог произведений искусства и научных приборов. Серия офортов Гарифа Басырова «Космос» разговаривает с переносной камерой-обскурой со встроенным зеркалом. С помощью этого прибора астрономы изучали Солнце, а Ян Вермеер и Каналетто переносили на бумагу контуры людей и домов. Объект Урсулы Молитор и Владимира Кузьмина «Упакованный свет. Груз малой скоростью», сооруженный из неоновых трубок, напоминает, что в астрономии расстояние измеряют световыми годами, то есть километрами, которые за год преодолевает луч света, несущийся со скоростью 300 тыс. километров в секунду. Рядом старинная, основательная карта звездного неба, выполненная Иоганном Габриелем Доппельмайером. Зрители могут создать собственный космос в интерактивной «песочнице», работающей на основе дополненной реальности.

Интерактивная «песочница» на выставке «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Интерактивная «песочница» на выставке «На языке правил и исключений. Наука и искусство».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Оптические иллюзии

Следующая тема выставки — физика. Ксилография Альбрехта Дюрера называется «Художник, рисующий портрет на стекле с помощью диоптра» и точно отражает суть происходящего. Представление о диоптре дает геодезическая астролябия, которая, как известно по Ильфу и Петрову, «сама меряет», составляет планы и карты местности.

Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

На почетном месте картина Жоржа Сёра «Приют и маяк в Онфлёре». Шедевр импрессионизма напоминает о том, что художники этого направления интересовались не только человеческим восприятием цвета и света, но и законами оптики. В рифму Сёра показана «Комната Эймса» — трехмерная оптическая иллюзия, придуманная американским офтальмологом Альбертом Эймсом. За счет конструкции комнаты человек буквально вырастает на глазах у зрителя.

Трехмерная оптическая иллюзия «Комната Эймса» на выставке «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Трехмерная оптическая иллюзия «Комната Эймса» на выставке «На языке правил и исключений. Наука и искусство».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Юрий Злотников в рисунках «Синтез городского ритма» и «Сигнальная система» отправлял привет Норберту Винеру, основателю кибернетики. Wave is my nature назвал свой объект художник ::vtol::, оммажируя Эрвину Шрёдингеру, создавшему волновую механику. Как известно, кванты простым глазом не увидишь, зато можно легко рассмотреть, как преломляются лучи света в вогнутых и выпуклых линзах, а также в призме полного внутреннего отражения. Камера-люцида — рисовальный аппарат для получения точного изображения, подобными пользовались Ян ван Эйк и Жан Огюст Доминик Энгр.

В физику естественным образом входит архитектура. Триада Витрувия — прочность, польза, красота — и про то, что нет границы у наук и искусств. Комфортно чувствуют себя среди физических приборов «Архитектоны» Казимира Малевича, проект Ивана Леонидова «Город Солнца», объект «Мачта» Вячеслава Колейчука и светодинамическая кинематическая конструкция «Начало» Анатолия Волгина.

Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Малый ледниковый

Выставка показывает, что география — а это ее следующий раздел — наука точная. Барометр-анероид с крупной шкалой помогает предсказывать погоду. Флюгер Генриха Вильда показывает не только направление, но и скорость ветра. Уникальный «Регистрир» на чугунной подставке предназначен для записи показаний сейсмометра. Как здесь не посмотреть на гравюру Хокусая «Большая волна в Канагаве» или на мультимедийную инсталляцию Андрея Бартенева «Лондон под снегом»!

Никуда не деться и от модной темы потепления климата. За нее отвечают «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» Питера Брейгеля Младшего и «Сцена у постоялого двора» Мартена ван Клеве. Строго говоря, у Брейгеля нарисован аллегорический сюжет о заблудших человеческих душах, но полезно обратить внимание на снег, который лежал тогда в европейских странах, что получило название малого ледникового периода. По одной из версий, причиной похолодания стало замедление течения Гольфстрим.

Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Науки о живой природе ближе всего к человеку. Возможно, и к посетителю выставки. Ее создатели не стали показывать современные приборы. Они по-своему красивы, но для постороннего больше похожи на «черный ящик»: ученые туда что-то загрузили, а на мониторе компьютера увидели результат. Поэтому здесь царят «Яблоко и вишня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Натюрморт с яблоком и лимоном» Юрия Пименова, «Цветы» Владимира Лебедева. Детям и любопытным взрослым адресована цифровая биоигра Fish Making.

Через 10 тысяч лет

«Биомеханика» стала специальным разделом выставки, посвященным движению человеческого тела. Завораживает видео Билла Виолы «Вознесение Изольды», созданное по мотивам оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Бронзовая скульптура Александра Дейнеки «Стометровка» и картина Александра Русакова «Дискоболка» — о стремлении к совершенству с помощью физкультуры и спорта.

Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Архитектор Алексей Трегубов.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Балетные фотографии Саши Гусова «Лебединое озеро» и «Укрощение строптивой» заставляют вспомнить опыты в фотографии Эдварда Майбриджа, работавшего на стыке искусства и науки. Наш современник Ростан Тавасиев активно работает над созданием туманности Заячья Спираль в созвездии Волопаса — рисуя эскизы и составляя сметы. От Земли до этого скопления звезд всего 13 млрд световых лет. На создание Заячьей Спирали потребуется 10 тыс. лет. В средней полосе России ее можно будет наблюдать с октября по конец ноября. 

Организаторы называют свое детище «семейным проектом», рассчитанным на зрителей разного возраста. В экспозиции устроены интерактивные зоны, позволяющие погрузиться в тему той или иной области знания.


ТЕХНОПОЗИТИВ

В одной из галерей музея 19 апреля откроется выставка-спутник, где будут показаны четыре работы финалистов Всероссийского открытого конкурса в сфере научного и технологического искусства Science.Technology.Art. Организаторы — Политехнический музей и «Яндекс» — предложили художникам поразмышлять о технопозитивном будущем в ближайшие полвека.

«Новая антропология» Натальи Янкелевич и Елены Таш — серия фотографий о том, как технологии дополненной реальности стали частью повседневности. На смену смартфонам пришли контактные AR-линзы. Теперь утренний душ можно принять в джунглях, а внешность и одежда меняются за несколько секунд. Яркие виртуальные оболочки дополняют и защищают нас, становятся частью социального имиджа. Но все ли готовы общаться с самим совершенством?

«Контакт» Дмитрия Точилкина и Натальи Зыбиной — о способности людей обмениваться информацией как основе цивилизации. Но мы воспринимаем мир по-разному. Авторы предложат зрителю поучаствовать в эксперименте. Посмотреть на картинку на экране и составить ее текстовое описание. По этой интерпретации нейросеть сгенерирует новое изображение, которое будет показано следующему участнику.

«Пятая четверть» Натальи Ершовой и Максима Михальцова — серия фото людей, решившихся на имплантацию. Одна из функций имплантов — редактирование генов. Импланты помогают людям с наследственными заболеваниями и корректируют возрастные изменения, обеспечивая владельцу бессмертие. Фактически имплант полностью контролирует тело, но его носитель не застрахован от ошибок. Имеем ли мы право создавать живые системы и использовать их в своих целях?

«Сапер» Константина Семенова — универсальное пространство для творчества роботов и площадка для их соперничества с человеком. Чтобы выяснить, какие ячейки заминированы, игроку потребуется решить множество математических головоломок.

Еврейский музей и центр толерантности
«На языке правил и исключений. Наука и искусство»
До 2 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+