Сотня артефактов точных наук и произведений высокого искусства, 500 лет трудов художников и ученых, не считая мыслей, которые получены из письменных источников от древних египтян и не менее древних греков. Выставочный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство» придумал Еврейский музей и центр толерантности совместно с Политехническим музеем в честь объявленного в России десятилетия науки и технологий (2022–2031).
Проект поддержали Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей Востока, Музей архитектуры, Stella Art Foundation, а также частные коллекционеры, предоставив раритеты из своих собраний.
Эпиграфом к выставке можно считать два офорта Рембрандта: «Ученый в своем кабинете» («Фауст») и «Художник, рисующий модель». Где здесь пролегает граница между наукой и искусством?
Вопрос о границе между наукой и искусством занимал нас с самого начала работы над этой выставкой. Где заканчиваются возможности подсчетов и формул? Или, наоборот, доказанные уравнения не оставляют пространства для прекрасных метафор? Что имел в виду Альберт Эйнштейн, говоря: «Достоевский дает мне больше любого научного мыслителя»?
В отношениях науки и искусства самой фантастичной кажется возможность искусства спровоцировать научное открытие. Что же сделал Достоевский для теории относительности? Парадоксальность мыслительного маршрута оказалась для Эйнштейна невероятно плодотворной. Приближение к научному открытию может быть короче через нелогичную, абсурдную ткань художественного явления.
Если верить большим ученым, в основе научных законов всегда лежит принцип красоты. Которую мы привычно считаем оценкой человеческого восприятия. И вдруг она оказывается категорией бесспорной. И доказывают это точные науки, занятые, казалось бы, совсем иным.
Два главных человеческих занятия всегда существовали вместе. Самым древним из известных сейчас наскальных рисунков более 45 тыс. лет. В абсолютной гениальности первого художника — человека, взявшего в руку кусок угля, чтобы нарисовать добытого им зверя, — сомневаться невозможно. Но он был и первым зоологом. Древнейшая наука — астрономия — моложе. По самым оптимистичным оценкам, люди стали наблюдать за звездами примерно 20 тыс. лет назад. Пройдет очень много времени, прежде чем философ Иммануил Кант упакует мысли первого в мире астронома, который заглядывался на светила, в изящную формулу: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Астрономия как наука началась примерно 6 тыс. лет назад с появлением земледелия и оседлого образа жизни. Древние люди заметили, что звезды на небе перемещаются в течение ночи и года — вот вам готовый календарь. А еще они обратили внимание, что взаимное расположение звезд остается неизменным. И тогда первый астроном (он же был художником) ввел понятие «созвездие», дав первым из них имена мифологических животных: Дракон, Козерог и Пегас. Сегодня небо плотно заселено 88 созвездиями с поэтическими названиями — от Волос Вероники, жены египетского фараона, до Столовой Горы, точки на карте Южной Африки, где в XVIII веке проводилось тщательное изучение неба в Южном полушарии.
Разделом «Астрономия» и начинается выставка, построенная как диалог произведений искусства и научных приборов. Серия офортов Гарифа Басырова «Космос» разговаривает с переносной камерой-обскурой со встроенным зеркалом. С помощью этого прибора астрономы изучали Солнце, а Ян Вермеер и Каналетто переносили на бумагу контуры людей и домов. Объект Урсулы Молитор и Владимира Кузьмина «Упакованный свет. Груз малой скоростью», сооруженный из неоновых трубок, напоминает, что в астрономии расстояние измеряют световыми годами, то есть километрами, которые за год преодолевает луч света, несущийся со скоростью 300 тыс. километров в секунду. Рядом старинная, основательная карта звездного неба, выполненная Иоганном Габриелем Доппельмайером. Зрители могут создать собственный космос в интерактивной «песочнице», работающей на основе дополненной реальности.
Следующая тема выставки — физика. Ксилография Альбрехта Дюрера называется «Художник, рисующий портрет на стекле с помощью диоптра» и точно отражает суть происходящего. Представление о диоптре дает геодезическая астролябия, которая, как известно по Ильфу и Петрову, «сама меряет», составляет планы и карты местности.
На почетном месте картина Жоржа Сёра «Приют и маяк в Онфлёре». Шедевр импрессионизма напоминает о том, что художники этого направления интересовались не только человеческим восприятием цвета и света, но и законами оптики. В рифму Сёра показана «Комната Эймса» — трехмерная оптическая иллюзия, придуманная американским офтальмологом Альбертом Эймсом. За счет конструкции комнаты человек буквально вырастает на глазах у зрителя.
Юрий Злотников в рисунках «Синтез городского ритма» и «Сигнальная система» отправлял привет Норберту Винеру, основателю кибернетики. Wave is my nature назвал свой объект художник ::vtol::, оммажируя Эрвину Шрёдингеру, создавшему волновую механику. Как известно, кванты простым глазом не увидишь, зато можно легко рассмотреть, как преломляются лучи света в вогнутых и выпуклых линзах, а также в призме полного внутреннего отражения. Камера-люцида — рисовальный аппарат для получения точного изображения, подобными пользовались Ян ван Эйк и Жан Огюст Доминик Энгр.
В физику естественным образом входит архитектура. Триада Витрувия — прочность, польза, красота — и про то, что нет границы у наук и искусств. Комфортно чувствуют себя среди физических приборов «Архитектоны» Казимира Малевича, проект Ивана Леонидова «Город Солнца», объект «Мачта» Вячеслава Колейчука и светодинамическая кинематическая конструкция «Начало» Анатолия Волгина.
Выставка показывает, что география — а это ее следующий раздел — наука точная. Барометр-анероид с крупной шкалой помогает предсказывать погоду. Флюгер Генриха Вильда показывает не только направление, но и скорость ветра. Уникальный «Регистрир» на чугунной подставке предназначен для записи показаний сейсмометра. Как здесь не посмотреть на гравюру Хокусая «Большая волна в Канагаве» или на мультимедийную инсталляцию Андрея Бартенева «Лондон под снегом»!
Никуда не деться и от модной темы потепления климата. За нее отвечают «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» Питера Брейгеля Младшего и «Сцена у постоялого двора» Мартена ван Клеве. Строго говоря, у Брейгеля нарисован аллегорический сюжет о заблудших человеческих душах, но полезно обратить внимание на снег, который лежал тогда в европейских странах, что получило название малого ледникового периода. По одной из версий, причиной похолодания стало замедление течения Гольфстрим.
Науки о живой природе ближе всего к человеку. Возможно, и к посетителю выставки. Ее создатели не стали показывать современные приборы. Они по-своему красивы, но для постороннего больше похожи на «черный ящик»: ученые туда что-то загрузили, а на мониторе компьютера увидели результат. Поэтому здесь царят «Яблоко и вишня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Натюрморт с яблоком и лимоном» Юрия Пименова, «Цветы» Владимира Лебедева. Детям и любопытным взрослым адресована цифровая биоигра Fish Making.
«Биомеханика» стала специальным разделом выставки, посвященным движению человеческого тела. Завораживает видео Билла Виолы «Вознесение Изольды», созданное по мотивам оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Бронзовая скульптура Александра Дейнеки «Стометровка» и картина Александра Русакова «Дискоболка» — о стремлении к совершенству с помощью физкультуры и спорта.
Балетные фотографии Саши Гусова «Лебединое озеро» и «Укрощение строптивой» заставляют вспомнить опыты в фотографии Эдварда Майбриджа, работавшего на стыке искусства и науки. Наш современник Ростан Тавасиев активно работает над созданием туманности Заячья Спираль в созвездии Волопаса — рисуя эскизы и составляя сметы. От Земли до этого скопления звезд всего 13 млрд световых лет. На создание Заячьей Спирали потребуется 10 тыс. лет. В средней полосе России ее можно будет наблюдать с октября по конец ноября.
Организаторы называют свое детище «семейным проектом», рассчитанным на зрителей разного возраста. В экспозиции устроены интерактивные зоны, позволяющие погрузиться в тему той или иной области знания.
В одной из галерей музея 19 апреля откроется выставка-спутник, где будут показаны четыре работы финалистов Всероссийского открытого конкурса в сфере научного и технологического искусства Science.Technology.Art. Организаторы — Политехнический музей и «Яндекс» — предложили художникам поразмышлять о технопозитивном будущем в ближайшие полвека.
«Новая антропология» Натальи Янкелевич и Елены Таш — серия фотографий о том, как технологии дополненной реальности стали частью повседневности. На смену смартфонам пришли контактные AR-линзы. Теперь утренний душ можно принять в джунглях, а внешность и одежда меняются за несколько секунд. Яркие виртуальные оболочки дополняют и защищают нас, становятся частью социального имиджа. Но все ли готовы общаться с самим совершенством?
«Контакт» Дмитрия Точилкина и Натальи Зыбиной — о способности людей обмениваться информацией как основе цивилизации. Но мы воспринимаем мир по-разному. Авторы предложат зрителю поучаствовать в эксперименте. Посмотреть на картинку на экране и составить ее текстовое описание. По этой интерпретации нейросеть сгенерирует новое изображение, которое будет показано следующему участнику.
«Пятая четверть» Натальи Ершовой и Максима Михальцова — серия фото людей, решившихся на имплантацию. Одна из функций имплантов — редактирование генов. Импланты помогают людям с наследственными заболеваниями и корректируют возрастные изменения, обеспечивая владельцу бессмертие. Фактически имплант полностью контролирует тело, но его носитель не застрахован от ошибок. Имеем ли мы право создавать живые системы и использовать их в своих целях?
«Сапер» Константина Семенова — универсальное пространство для творчества роботов и площадка для их соперничества с человеком. Чтобы выяснить, какие ячейки заминированы, игроку потребуется решить множество математических головоломок.
Еврейский музей и центр толерантности
«На языке правил и исключений. Наука и искусство»
До 2 июля