Сейчас все 46 лотов из коллекции Михаила Царева можно видеть на выставке в новом пространстве Vladey на Неглинной. Естественно, вещи из частных коллекций и раньше продавались на московском аукционе, специализирующемся на современном русском искусстве, но это первый случай, когда торги Vladey полностью посвящены одной коллекции и владелец не только не скрывает свое имя, но и в каком-то смысле делает на него ставку. Это понятно: имя хорошо известно в профессиональной среде.
Михаил Царев начал покупать восходящих российских звезд в середине 1990-х годов, у молодых российских галеристов. В частности, многое было приобретено с выставок в галерее XL (например, реплика инсталляции «Чужие здесь не ходят» Сергея Шутова или объект «Унок» Игоря Макаревича). Часто коллекционер бывал и в галерее «Риджина» Владимира Овчаренко, ныне владельца Vladey, и в петербургской галерее «Д-137». По словам Михаила Царева, покупки в галереях, а не напрямую у художников в мастерских были частью кодекса поведения, принятого в Клубе коллекционеров современного искусства, который был образован в начале 2000-х и одним из сооснователей которого он стал. Новые коллекционеры хотели всячески поддержать становление «цивилизованного», как тогда принято было говорить, арт-рынка в нашей стране.
Впрочем, со временем правила могли меняться. Как признается Михаил Царев, в какой-то момент он стал много покупать на благотворительных аукционах (оттуда, например, ироничная работа Юрия Альберта 2008 года с текстом «Деньги, заплаченные за эту работу, потрачены на добрые дела. Стала ли она от этого лучше?») или просто помогал художникам в тяжелые времена, приобретая у них произведения. Так было с топ-лотом предстоящего аукциона — огромным холстом Владислава Мамышева-Монро «Монро встречает Гагарина» 2008 года с эстимейтом 2–2,4 млн руб. Примерно так же оценен и набор из 16 фотографий «Звезды» 2003 года, где Монро предстает в образах разных известных личностей на фоне Кремля. Эта серия когда-то была сделана для одноименной выставки в рамках I Московской биеннале современного искусства. На аукционе будут и другие звездные имена: группа АЕS+F, Дмитрий Врубель, Олег Кулик, петербуржцы Виталий Пушницкий, Ольга Флоренская.
Однако не они делают этот аукцион уникальным, а подборка из 18 картин, выделенных в подраздел «Коллекция „Фурманный“». В совокупности эти произведения, созданные разными художниками в 1987–1989 годах в легендарном художественном сквоте в Фурманном переулке в Москве, обладают несомненной музейной и исторической ценностью как характерный срез искусства эпохи перестройки.
Эти работы участвовали в выставке «Москва. Мастерские. Фурманный переулок» в Варшаве и швейцарском Мартини в 1989–1990 годах, которую организовал польский куратор Петр Новицкий. Потом, как сообщает аукционный дом, они были приобретены миллионером Васко де Андреаде, создавшим в Бельгии «Фонд Фурманного переулка». После смерти де Андреаде коллекция картин застряла на долгие годы на складе в городе Ле-Локль и начала распродаваться наследниками лишь около десяти лет назад. Часть этой выставки и купил Михаил Царев на аукционах в Бельгии в 2016–2017 годах. Среди представленных в подборке имен — Сергей Волков, Сергей Калинин, Игорь Меглицкий, Николай Овчинников, Андрей Филиппов, Вадим Фишкин, Ольга Чернышева, «Чемпионы мира», а цены на них теперь варьируются от 300 тыс. до 2 млн руб.
Как рассказал Михаил Царев нашей газете, выставленное на аукцион — лишь часть его коллекции, в которой около 500 произведений искусства. «Я 30 лет держал их у себя, их никто толком не видел. Я думал, что будет много институций, они будут брать в аренду работы. Была такая идея, но это не получилось. И я решил дать работам вторую жизнь», — так он объясняет решение расстаться с этой частью коллекции. И делится своими наблюдениями: «Мировые аукционы сейчас продают работы российских художников. Здесь много работало иностранцев: французы, немцы… И сейчас они сбрасывают то, что покупали. Им цены не важны — лишь бы ушло. И если кто думает собирать коллекцию русского искусства, сейчас подходящий момент».