Принято считать, что арт-рынок идет не в ногу с реалиями войн, инфляции, рецессии и других политических и экономических кризисов. Но 2022 год продемонстрировал неприятные тенденции — о них говорится в ежегодном исследовании, посвященном обороту искусства в мире, который выпустили швейцарская ярмарка Art Basel и поддерживающий ее банк UBS.
В 2022 году мировые продажи выросли всего на 3% до примерно $67,8 млрд — в основном благодаря горстке дилеров в самом верхнем сегменте рынка, совершивших многомиллионные продажи. При этом другие сегменты, в частности аукционный сектор, в прошлом году сократились.
Тем не менее продажи в 2022 году были выше, чем непосредственно перед пандемией, и на сегодняшний день уступают лишь показателям, достигнутым в рекордном 2014 году. США традиционно занимают первое место в мировом рейтинге. В Китае (включая Гонконг) дела шли значительно хуже. Упадок арт-рынка Китая дал шанс Великобритании вернуться на второе место в таблице (хотя Brexit по-прежнему не способствует процветанию британской торговли искусством).
На первый взгляд, 2022 год стал удачным для аукционных домов. Впервые в истории результат одного аукциона превысил миллиард долларов: распродажа коллекции основателя Microsoft Пола Аллена в ноябре на Christie’s принесла $1,5 млрд. Немалый шум произвели и торги недвижимостью и коллекционными автомобилями на Sotheby’s. Но точные подсчеты показали, что аукционные продажи в прошлом году фактически упали на 2% — до $30,6 млрд, как в публичном разделе, так и в секторе частных продаж. (Сегодня практически любой большой аукционный дом имеет отдел, работающий непублично, не разглашающий не только имен покупателей — что традиционно для аукциона, но и предметы сделок и цены.) Во многом это связано с плохими показателями китайского аукционного рынка, где торги из-за ковидных ограничений отменялись и весной, и осенью.
В 2022 году наиболее успешны на аукционах были шедевры: произведения искусства с оценкой в более чем $10 млн оказались единственным сегментом, стоимость которого увеличилась (на 12%). Как это часто бывает во времена экономической нестабильности, богатые покупатели склоняются к самым известным художникам и работам, вложения в которые считаются менее рискованными.
Интересно, что покупатели стремятся физически вернуться в аукционные залы: онлайн-продажи на Christie’s, Sotheby’s и Phillips составили 7% от общего объема продаж, и это на 4 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Но роль цифровых технологий никто не отменял: любые очные торги сейчас не проходят без интернет-поддержки. Продажи NFT, связанных с искусством, на платформах за пределами традиционного арт-рынка, достигнув в конце 2021 года пика, составившего почти $2,9 млрд, упали до чуть менее $1,5 млрд, что на 49% меньше, чем годом ранее. Но это все равно в 70 раз больше, чем в 2020-м.
В прошлом году стали заметнее некоторые потенциальные проблемы аукционов. Например, финансовые инструменты, такие как гарантии (или гарантии третьих лиц), становятся все более запутанными. В мае 2022 года Нью-Йорк отменил правила, введенные 30 лет назад для регулирования аукционной индустрии, что, по мнению экспертов, может еще сильнее все усложнить. В отчете приводится мнение анонимного дилера: «За последние два года мы снова стали свидетелями возрождения инвестиционных схем и использования неподходящих финансовых инструментов на арт-рынке. Когда такие явления начинают распространяться, это всегда признак того, что впереди нас ждут неприятности».
В целом на глобальные аукционные продажи пришлось 45% общего оборота рынка. И это значит, что дилерский сектор занял оставшиеся 55%: в 2022 году он вырос на 7% до $37,2 млрд. Хотя и здесь рост и прибыльность обычно наблюдаются только в самом верхнем сегменте. Крупнейшие дилеры с оборотом более $10 млн продали в среднем 225 работ в течение 2022 года по сравнению с 15 у дилеров с оборотом менее $250 тыс. (мелкие продавцы отмечают, что их покупатели — а это обычный средний класс — стали в 2022 году более бережливыми).
Растущие издержки арт-бизнеса также существенно снизили прибыль дилеров. В отчете отмечается, что стоимость доставки искусства резко возросла: некоторые дилеры оценивают ее в 40% расходов по сравнению с 20% в 2021 году. Арт-ярмарки также стали источником раздражения: ряд дилеров отмечает, что в 2022 году они потратили как минимум на 15–20% больше, чем в доковидные времена. «После пандемии стоимость участия в арт-ярмарках резко возросла, и нам становится невыгодно приезжать: прибыль не оправдывает высокую стоимость стенда», — цитируют в отчете одного из респондентов.
Среди самых заметных тенденций 2020–2021 годов был стремительно растущий рынок ультрасовременных художников. Этот тренд теперь, похоже, сменился на противоположный. Если в 2021 году стоимость современного искусства (авторства художников, родившихся после 1945 года) и произведений, созданных за последние 20 лет, на аукционах удвоилась, то в 2022-м более успешным оказался сегмент послевоенного искусства: его стоимость показала рост на 3% (на фоне падения на 26% для современного искусства и на 17% для произведений, созданных за последние 20 лет).
Многие дилеры отметили, что цены на некоторые имена на первичном рынке (то есть молодых художников, еще не имеющих повторных продаж на аукционах) были заметно завышены. «Последние два года первичный рынок был более динамичным, чем вторичный, — говорится в исследовании, — но мы не уверены, сохранится ли эта тенденция в следующем году».
Подводя итог, Клэр Макэндрю, автор отчета и основательница консалтинговой компании Arts Economics, пишет, что к концу 2022 года рынок казался «чрезмерно стимулированным и начал остывать». В целом, как считает Макэндрю, рост был «более сдержанным, чем ожидалось».