18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мировые продажи искусства сосредоточились на самых дорогих работах

Huang Yong Ping. «Американская кухня и китайские тараканы». 2019. Art Basel 2022. Фото:  Kamel Mennour/Art Basel
Huang Yong Ping. «Американская кухня и китайские тараканы». 2019. Art Basel 2022.
Фото: Kamel Mennour/Art Basel

Оборот искусства в мире в 2022 году составил $67,8 млрд, что на 3% больше позапрошлогоднего. Но главное, о чем сообщает отчет ярмарки Art Basel и банка UBS: гарантированно продается только самое дорогое искусство

Принято считать, что арт-рынок идет не в ногу с реалиями войн, инфляции, рецессии и других политических и экономических кризисов. Но 2022 год продемонстрировал неприятные тенденции — о них говорится в ежегодном исследовании, посвященном обороту искусства в мире, который выпустили швейцарская ярмарка Art Basel и поддерживающий ее банк UBS.

В 2022 году мировые продажи выросли всего на 3% до примерно $67,8 млрд — в основном благодаря горстке дилеров в самом верхнем сегменте рынка, совершивших многомиллионные продажи. При этом другие сегменты, в частности аукционный сектор, в прошлом году сократились.

График ежегодных изменений объема мирового рынка искусства, составленный компанией Arts Economics и опубликованный в отчете Art Basel/UBS. Фото: Art Basel
График ежегодных изменений объема мирового рынка искусства, составленный компанией Arts Economics и опубликованный в отчете Art Basel/UBS.
Фото: Art Basel

Тем не менее продажи в 2022 году были выше, чем непосредственно перед пандемией, и на сегодняшний день уступают лишь показателям, достигнутым в рекордном 2014 году. США традиционно занимают первое место в мировом рейтинге. В Китае (включая Гонконг) дела шли значительно хуже. Упадок арт-рынка Китая дал шанс Великобритании вернуться на второе место в таблице (хотя Brexit по-прежнему не способствует процветанию британской торговли искусством).

На первый взгляд, 2022 год стал удачным для аукционных домов. Впервые в истории результат одного аукциона превысил миллиард долларов: распродажа коллекции основателя Microsoft Пола Аллена в ноябре на Christie’s принесла $1,5 млрд. Немалый шум произвели и торги недвижимостью и коллекционными автомобилями на Sotheby’s. Но точные подсчеты показали, что аукционные продажи в прошлом году фактически упали на 2% — до $30,6 млрд, как в публичном разделе, так и в секторе частных продаж. (Сегодня практически любой большой аукционный дом имеет отдел, работающий непублично, не разглашающий не только имен покупателей — что традиционно для аукциона, но и предметы сделок и цены.) Во многом это связано с плохими показателями китайского аукционного рынка, где торги из-за ковидных ограничений отменялись и весной, и осенью.

Легендарная картина пуантилиста Жоржа Сёра Les Poseuses, Ensemble (маленькая версия) из коллекции Пола Аллена была продана за рекордную цену $149,2 млн. Фото: Christie's
Легендарная картина пуантилиста Жоржа Сёра Les Poseuses, Ensemble (маленькая версия) из коллекции Пола Аллена была продана за рекордную цену $149,2 млн.
Фото: Christie's

В 2022 году наиболее успешны на аукционах были шедевры: произведения искусства с оценкой в более чем $10 млн оказались единственным сегментом, стоимость которого увеличилась (на 12%). Как это часто бывает во времена экономической нестабильности, богатые покупатели склоняются к самым известным художникам и работам, вложения в которые считаются менее рискованными.

Интересно, что покупатели стремятся физически вернуться в аукционные залы: онлайн-продажи на Christie’s, Sotheby’s и Phillips составили 7% от общего объема продаж, и это на 4 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Но роль цифровых технологий никто не отменял: любые очные торги сейчас не проходят без интернет-поддержки. Продажи NFT, связанных с искусством, на платформах за пределами традиционного арт-рынка, достигнув в конце 2021 года пика, составившего почти $2,9 млрд, упали до чуть менее $1,5 млрд, что на 49% меньше, чем годом ранее. Но это все равно в 70 раз больше, чем в 2020-м.

Yuga Labs. Bored Ape Yacht Club #8331. Фото: Sotheby's.
Yuga Labs. Bored Ape Yacht Club #8331.
Фото: Sotheby's.

В прошлом году стали заметнее некоторые потенциальные проблемы аукционов. Например, финансовые инструменты, такие как гарантии (или гарантии третьих лиц), становятся все более запутанными. В мае 2022 года Нью-Йорк отменил правила, введенные 30 лет назад для регулирования аукционной индустрии, что, по мнению экспертов, может еще сильнее все усложнить. В отчете приводится мнение анонимного дилера: «За последние два года мы снова стали свидетелями возрождения инвестиционных схем и использования неподходящих финансовых инструментов на арт-рынке. Когда такие явления начинают распространяться, это всегда признак того, что впереди нас ждут неприятности».

В целом на глобальные аукционные продажи пришлось 45% общего оборота рынка. И это значит, что дилерский сектор занял оставшиеся 55%: в 2022 году он вырос на 7% до $37,2 млрд. Хотя и здесь рост и прибыльность обычно наблюдаются только в самом верхнем сегменте. Крупнейшие дилеры с оборотом более $10 млн продали в среднем 225 работ в течение 2022 года по сравнению с 15 у дилеров с оборотом менее $250 тыс. (мелкие продавцы отмечают, что их покупатели — а это обычный средний класс — стали в 2022 году более бережливыми).

«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола стала самым дорогим произведением искусства ХХ века, проданным на публичных торгах. Фото: Christie’s
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола стала самым дорогим произведением искусства ХХ века, проданным на публичных торгах.
Фото: Christie’s

Растущие издержки арт-бизнеса также существенно снизили прибыль дилеров. В отчете отмечается, что стоимость доставки искусства резко возросла: некоторые дилеры оценивают ее в 40% расходов по сравнению с 20% в 2021 году. Арт-ярмарки также стали источником раздражения: ряд дилеров отмечает, что в 2022 году они потратили как минимум на 15–20% больше, чем в доковидные времена. «После пандемии стоимость участия в арт-ярмарках резко возросла, и нам становится невыгодно приезжать: прибыль не оправдывает высокую стоимость стенда», — цитируют в отчете одного из респондентов.

Среди самых заметных тенденций 2020–2021 годов был стремительно растущий рынок ультрасовременных художников. Этот тренд теперь, похоже, сменился на противоположный. Если в 2021 году стоимость современного искусства (авторства художников, родившихся после 1945 года) и произведений, созданных за последние 20 лет, на аукционах удвоилась, то в 2022-м более успешным оказался сегмент послевоенного искусства: его стоимость показала рост на 3% (на фоне падения на 26% для современного искусства и на 17% для произведений, созданных за последние 20 лет).

Unlimited sector. Art Basel 2022. Фото: Art Basel
Unlimited sector. Art Basel 2022.
Фото: Art Basel

Многие дилеры отметили, что цены на некоторые имена на первичном рынке (то есть молодых художников, еще не имеющих повторных продаж на аукционах) были заметно завышены. «Последние два года первичный рынок был более динамичным, чем вторичный, — говорится в исследовании, — но мы не уверены, сохранится ли эта тенденция в следующем году».

Подводя итог, Клэр Макэндрю, автор отчета и основательница консалтинговой компании Arts Economics, пишет, что к концу 2022 года рынок казался «чрезмерно стимулированным и начал остывать». В целом, как считает Макэндрю, рост был «более сдержанным, чем ожидалось».

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+