18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Забытая, но важная лестница в мир Уильяма Хогарта

Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон. Фото: Barts Heritage
Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон.
Фото: Barts Heritage
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Живописные композиции, которыми знаменитый художник украсил стены лестницы в одной из самых старых больниц Лондона, отреставрируют в рамках проекта, приуроченного к 900-летию госпиталя Святого Варфоломея

Благодаря реставрации северного крыла Госпиталя Святого Варфоломея в лондонском Ист-Энде широкая публика скоро получит доступ к одному из самых значительных, но почти неизвестных проектов Уильяма Хогарта (1697–1764). Его композиции «Исцеление расслабленного при Овчей купели» и «Добрый самаритянин», созданные в 1735–1737 годах, украшают лестничную клетку в здании, имеющем статус объекта культурно-исторического наследия. Эти произведения отреставрируют к 900-летию больницы.

«На протяжении десятилетий здание медленно приходило в упадок, и доступ публики в него был существенно ограничен. Здесь есть небольшой музей, но регулярный доступ к лестнице Хогарта и смежному с ней залу не организован», — рассказывает Уилл Пейлин, возглавляющий благотворительный фонд Barts Heritage («Наследие Госпиталя Святого Варфоломея»). Теперь его организация запускает «новаторскую программу мероприятий на стыке тематики исторического наследия и медицины». Проект, получивший название Sharing Historic Barts, был разработан совместно с персоналом больницы, а также с пациентами, посетителями и различными партнерами из сферы культуры.

По словам Пейлина, перед организаторами стояла цель собрать £9,5 млн, и она почти достигнута. Значительный вклад внес Фонд лотереи «Культурное наследие», выделивший грант в размере £4,9 млн.

Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон. Фото: Barts Heritage
Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон.
Фото: Barts Heritage

«Реконструкция лестницы Хогарта — включая как реставрацию картин и самой конструкции, так и установку климат-контроля и нового освещения — должна обойтись приблизительно в £400 тыс. Финансирование этой части проекта обеспечат Фонд лотереи „Культурное наследие“ и Фонд Вольфсона, — объясняет Пейлин. — Благодаря нашему проекту лестница впервые станет доступна для регулярных посещений — как в ходе реставрационных работ, когда будут проводиться специальные тематические экскурсии, так и впоследствии: с 2025 года лестница и большой зал будут открываться для публики в определенные дни с новыми экскурсиями и богатой программой культурных и прочих событий».

Уильям Хогарт родился в 1697 году на Бартоломью-Клоуз, совсем рядом с гос­питалем. Узнав, что расписывать парадную лестницу здания пригласили итальянского художника Якопо Аминьони, он возмутился и предложил выполнить эту работу бесплатно. Результатом стали картины «Исцеление расслабленного при Овчей купели» и «Добрый самаритянин» на библейские сюжеты. Высота некоторых фигур здесь превышает 2 м. Это первые работы в жанре исторической живописи, которые написал Хогарт, снискавший популярность прежде всего изображениями хмельного, разгульного Лондона XVIII века.

«Эти работы не похожи на то, чего обычно ждешь от Хогарта. Он объединяет очень разные вещи в одной картине. Например, в „Исцелении расслабленного при Овчей купели“ — возвышенный стиль исторической живописи, в частности в фигуре Христа, и свой фирменный стиль наблюдателя. Высокое и низкое соединяются в одной композиции», — говорит Жаклин Райдинг, автор книги «Хогарт. Жизнь и карьера».

Композиция «Исцелении расслабленного при Овчей купели», украшающая стену лестницы госпиталя Святого Варфоломея. Фото: Barts Heritage
Композиция «Исцелении расслабленного при Овчей купели», украшающая стену лестницы госпиталя Святого Варфоломея.
Фото: Barts Heritage

«В этих работах видны замысел и мастерство, — продолжает Райдинг. — Принципиально важно, что зрителю нужно пройти через эти картины, поднимаясь по лестнице; они раскрываются постепенно, как театральные декорации. Вероятно, художник частично написал их заранее в одной из больших мастерских в Ковент-Гарден — возможно, в той, что принадлежала его близкому другу Джорджу Ламберту. Благодаря финансированию и реставрации картины теперь получат более широкую известность».

Тем временем иллюстратор Адам Дант, которого иногда называют «Хогартом нашего времени», по специальному заказу в честь юбилея Госпиталя Святого Варфоломея создал работу под названием «Бартс: 900 лет в 900 историях», которая будет экспонироваться в северном крыле здания. Дант тщательно изучил больничные архивы в поисках новых подробностей, связанных с историей этого места; он также обратился к общественности с призывом делиться собственными историями о госпитале Святого Варфоломея.

«Результатом стал панорамный архитектурный рисунок больницы и окружающей ее территории, где происходят самые разные события, — рассказывает Дант. — Сцены из жизни гос­питаля показаны рядом со случаями из истории квартала, где также располагаются мясной рынок Митфилд, суд Олд-Бейли, тюрьма Ньюгейт, школа при Госпитале Христа, многочисленные забегаловки, дома с привидениями и шумные таверны». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+