18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

До, во время и после дерзкого берлинского «Штурма»

Герварт Вальден. Около 1918. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Герварт Вальден. Около 1918.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Вышла книга Зинаиды Бонами, посвященная судьбе Герварта Вальдена, который сумел вписать экспрессионизм в историю, но сам из нее надолго выпал. Ответ на вопрос, почему так вышло, выглядит отнюдь не простым

Какими словами можно было бы охарактеризовать деятельность Герварта Вальдена (1878–1941)? Его называли по-разному: и просветителем, и маршаном, и арт-критиком, и даже идеологом экспрессионизма. Все эти ипостаси были действительно ему свойственны, но что здесь главное и объединяющее?

Собственную формулировку искусствовед Зинаида Бонами, в прошлом замдиректора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, вынесла прямиком на обложку своей книги, назвав ее «Герварт Вальден — куратор нового искусства». Уведомив читателя, что знакома и, более того, согласна с общепринятой версией насчет становления кураторской профессии в 1960-е годы, то есть гораздо позднее времени жизни ее героя, Бонами все же указывает на признаки, позволяющие считать Вальдена в некотором смысле «протокуратором», причем интернационального масштаба. Особенно ярко эти признаки проявились при организации первого Немецкого осеннего салона, собравшего в 1913 году в Берлине работы почти всех европейских звезд того самого нового искусства.

Зинаида Бонами. «Герварт Вальден — куратор нового искусства. Жизнь и судьба». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 312 с.: ил.
Зинаида Бонами. «Герварт Вальден — куратор нового искусства. Жизнь и судьба». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 312 с.: ил.

Больше года назад Еврейский музей и центр толерантности анонсировал крупный международный проект «Под знаком экспрессионизма. Выбор Герварта Вальдена». Выставка была намечена на осень 2023 года — к 110-летию берлинского Салона, хотя вероятность ее проведения выглядит теперь исчезающе малой. На практике дело пока ограничилось лекцией о Вальдене и посвященным ему же круглым столом (оба события прошли в музее в минувшем декабре).

Но есть еще и книга, которая, конечно, не заменяет собой выставку, однако проливает свет на фигуру своего титульного персонажа и многое в ней объясняет. Гипотетически этот труд мог быть даже более подробным, если бы увенчались успехом поиски архива Вальдена, изъятого при его аресте. Автор пишет о таких попытках в первой же главе. Но увы: вместо дневников, писем и фотографий удалось раздобыть лишь следственное дело. Что тоже немало. Протоколы допросов, проводившихся в апреле 1941-го, послужили для книги определенным рефреном: обвиняемый в шпионаже рассказывает о своей жизни, отвечая на вопросы сотрудника НКВД, а Бонами спустя десятилетия эти его ответы комментирует, интерпретирует, дополняет деталями. Такого рода «монтаж» — структурная особенность первой русскоязычной биографии Герварта Вальдена.

Герварт и Нелл Вальдены в своей берлинской квартире. 1916. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Герварт и Нелл Вальдены в своей берлинской квартире. 1916.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Когда-то юный Георг Левин, сын берлинского врача и начинающий композитор, мечтал о славе и о служении искусству. Звучный псевдоним для него придумала первая жена, поэтесса Эльза Ласкер-Шюлер, использовав немецкую вариацию имени главного героя книги «Уолден, или Жизнь в лесу», написанной американцем Генри Торо в середине XIX века. Тем самым был задан трансцендентально-философский формат будущей карьеры Вальдена — и теперь следовало наполнить его делами.

Важнейшим инструментом в руках новоиспеченного адепта экспрессионизма стал основанный им журнал «Штурм» — не только периодическое издание, но и галерейный бренд. С невероятным рвением Вальден продвигал в массы (а заодно и на арт-рынке) творчество художников весьма широкого спектра — от французских фовистов и итальянских футуристов до участников «Синего всадника» и «Моста», а наиболее последовательно и персонализированно — от Оскара Кокошки и Василия Кандинского до Марка Шагала. Почему в итоге от благодетеля отвернулись чуть ли не все его подопечные — особая глава биографии, прописанная в книге пусть и деликатно, но внимательно. И столь же внимательно рассмотрены обстоятельства переезда Вальдена в СССР в 1932 году. Хотя проведенное в Москве последнее десятилетие оказалось не только самым пассивным в его жизни, но еще и трудно проницаемым для исследователя.

Бела Кадар. «Герварт Вальден». Литография. Журнал «Штурм». Сентябрь 1924. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Бела Кадар. «Герварт Вальден». Литография. Журнал «Штурм». Сентябрь 1924.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Как вышло, что подвижник живописного авангарда, долгое время совершенно чуждый политики, оказался зажат между жерновами эпохи? Зинаида Бонами эту тему не обходит, и она даже постепенно становится лейтмотивом книги. Скорее, в том заключалась его беда, а не вина. И во многом беда эта вырастала из желания опережать свое время, действовать в интересах предполагаемого будущего, которое оказалось совсем не таким, как мыслилось.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+