Выставка, которая занимает флигель «Руина» Музея архитектуры, посвящена «кирпичу Фальконье», одному из любимых архитектурных материалов эпохи модерна. В рамках подготовки выставки музей предложил экспериментальному производству NWGlass.lab из Санкт-Петербурга восстановить технологию 140-летней давности и изготавливать стеклянные кирпичи, полностью соответствующие историческим образцам.
Многие помнят, как осенью 2019 года защитники исторического наследия протестовали против варварского ведения ремонта в здании Российского государственного архива на Пироговской улице в Москве. Оконные проемы в помещениях хранений были заполнены рассеивающими свет кирпичами Фальконье; строители выбивали их молотками и заменяли современными стеклопакетами. «Мы не смогли остановить процесс капитального ремонта, но сфотографировали окна и забрали все кирпичи, которые смогли, их было более 40 штук, — рассказывает Анна Кистанова, сокуратор выставки. — Еще часть из них нашлась совсем недавно на заднем дворе другого архива, их передали в музей, и мы показываем на выставке».
В том же году кураторы Музея архитектуры смогли посетить выставку, посвященную Гюставу Фальконье (1845–1913), швейцарскому архитектору и изобретателю, в 1893 году показавшему на Всемирной выставке в Чикаго уже запатентованные им стеклянные выдувные блоки. Выставка проходила в швейцарском округе Ньоне, префектом которого когда-то был сам Фальконье. И еще одно совпадение: примерно тогда же в архиве архитектора Константина Мельникова (1890–1974) нашелся лист, демонстрирующий его попытки заполнить одно из шестигранных окон своего дома полупрозрачными «кирпичами Фальконье».
На тот момент в фондах Музея архитектуры не имелось ни одного образца этого строительного материала. А ведь он был более чем популярен и в Европе, и в России, особенно в 1900–1910-е годы. Его использовали для остекления коридорных окон, перекрытий зимних садов и пассажей. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове сохранилось немало жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были применены стеклянные кирпичи. Их производили на многих заводах и фабриках — и по лицензии, и без, изменяя пропорции и рельеф. Но технология была одна: ручное выдувание в форму с последующим отжигом. В итоге получался пустотелый граненый блок, который мог быть бесцветным или иметь различные оттенки зеленого, синего, коричневого, фиолетового. Блоки монтировались в проемы любой формы, существовали «половинки» и «четвертинки» кирпичей.
Очень скоро стекло стало весьма распространенным строительным материалом: появились стеклянная черепица, оконные призмы системы Люксфер, прессованные стеклоблоки системы Кеплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой. Но к 1930-м годам многочисленные заводы по производству кирпичей Фальконье были остановлены, оборудование утрачено, технологии забыты. Во всем мире перешли к более дешевым, не требующим ручного труда прессованным стеклоблокам.
И вот четыре года назад родилась идея сделать выставку и — что еще важнее — продемонстрировать возможность реставрации сохранившихся окон с кирпичами Фальконье. «Главная цель выставки — показать и доказать, что к этому стеклу можно вернуться и не разбивать его молотками, а сохранить и восполнить. Это качественный и хороший материал, его не зря использовали лучшие архитекторы начала ХХ века», — поясняет Анна Кистанова.
«Мастера производства NWGlass.lab работали и с гипсовыми, и с деревянными формами — и с 3D-принтерами, — рассказывает еще один сокуратор выставки, Никита Андреев, объекты из личной коллекции которого стали образцами для реконструкции. — Описание технологии сохранилось только в патентах и в рекламе, поэтому пришлось заново пройти те этапы, которые прошел Гюстав Фальконье в свое время. И получить качественный продукт, который можно использовать в реставрации.
Теперь, если нужно дополнить проем, можно взять кирпич из исторической кладки, отмоделировать и сделать такой же». Уже есть примеры совсем свежей реставрации с такими кирпичами: в доме Щелухиной в Нижнем Новгороде (там собирали средства всем городом), в доме Ерошенко в Басковом переулке в Петербурге и в доходном доме Бабушкина на Садовнической улице в Москве (тут реставрация лестничной перегородки была инициативой жильцов).
Сделанными на петербургском экспериментальном производстве кирпичами разных оттенков «формы № 9» в «Руине» Музея архитектуры заполнен огромный оконный проем на лестнице. Предполагается, что он останется навсегда. А еще во временную экспозицию включены предметы из немалой уже коллекции музея, образцы работы европейских и российских фабрик, оборудование и инструменты стеклодува, рекламные каталоги и архитектурная графика. Каталог выставки стал первым русскоязычным изданием на эту тему.
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щукина
«Фальконье. Архитектура света»
До 20 августа