18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь

Стеклянные кирпичи Фальконье «формы №9» производства Российской империи. Фото: Андрей Стрельников
Стеклянные кирпичи Фальконье «формы №9» производства Российской империи.
Фото: Андрей Стрельников
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков

Выставка, которая занимает флигель «Руина» Музея архитектуры, посвящена «кирпичу Фальконье», одному из любимых архитектурных материалов эпохи модерна. В рамках подготовки выставки музей предложил экспериментальному производству NWGlass.lab из Санкт-Петербурга восстановить технологию 140-летней давности и изготавливать стеклянные кирпичи, полностью соответствующие историческим образцам.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Многие помнят, как осенью 2019 года защитники исторического наследия протестовали против варварского ведения ремонта в здании Российского государственного архива на Пироговской улице в Москве. Оконные проемы в помещениях хранений были заполнены рассеивающими свет кирпичами Фальконье; строители выбивали их молотками и заменяли современными стеклопакетами. «Мы не смогли остановить процесс капитального ремонта, но сфотографировали окна и забрали все кирпичи, которые смогли, их было более 40 штук, — рассказывает Анна Кистанова, сокуратор выставки. — Еще часть из них нашлась совсем недавно на заднем дворе другого архива, их передали в музей, и мы показываем на выставке».

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

В том же году кураторы Музея архитектуры смогли посетить выставку, посвященную Гюставу Фальконье (1845–1913), швейцарскому архитектору и изобретателю, в 1893 году показавшему на Всемирной выставке в Чикаго уже запатентованные им стеклянные выдувные блоки. Выставка проходила в швейцарском округе Ньоне, префектом которого когда-то был сам Фальконье. И еще одно совпадение: примерно тогда же в архиве архитектора Константина Мельникова (1890–1974) нашелся лист, демонстрирующий его попытки заполнить одно из шестигранных окон своего дома полупрозрачными «кирпичами Фальконье».

На тот момент в фондах Музея архитектуры не имелось ни одного образца этого строительного материала. А ведь он был более чем популярен и в Европе, и в России, особенно в 1900–1910-е годы. Его использовали для остекления коридорных окон, перекрытий зимних садов и пассажей. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове сохранилось немало жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были применены стеклянные кирпичи. Их производили на многих заводах и фабриках — и по лицензии, и без, изменяя пропорции и рельеф. Но технология была одна: ручное выдувание в форму с последующим отжигом. В итоге получался пустотелый граненый блок, который мог быть бесцветным или иметь различные оттенки зеленого, синего, коричневого, фио­летового. Блоки монтировались в проемы любой формы, существовали «половинки» и «четвертинки» кирпичей.

Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Париж. 1894-1898. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Париж. 1894-1898.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Очень скоро стекло стало весьма распространенным строительным материалом: появились стеклянная черепица, оконные призмы системы Люкс­фер, прессованные стеклоблоки системы Кеплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой. Но к 1930-м годам многочисленные заводы по производству кирпичей Фальконье были остановлены, оборудование утрачено, технологии забыты. Во всем мире перешли к более дешевым, не требующим ручного труда прессованным стеклоблокам.

И вот четыре года назад родилась идея сделать выставку и — что еще важнее — продемонстрировать возможность реставрации сохранившихся окон с кирпичами Фальконье. «Главная цель выставки — показать и доказать, что к этому стеклу можно вернуться и не разбивать его молотками, а сохранить и восполнить. Это качественный и хороший материал, его не зря использовали лучшие архитекторы начала ХХ века», — поясняет Анна Кистанова.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

«Мастера производства NWGlass.lab работали и с гипсовыми, и с деревянными формами — и с 3D-принтерами, — рассказывает еще один сокуратор выставки, Никита Андреев, объекты из личной коллекции которого стали образцами для реконструкции. — Описание технологии сохранилось только в патентах и в рекламе, поэтому пришлось заново пройти те этапы, которые прошел Гюстав Фальконье в свое время. И получить качественный продукт, который можно использовать в реставрации.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Теперь, если нужно дополнить проем, можно взять кирпич из исторической кладки, отмоделировать и сделать такой же». Уже есть примеры совсем свежей реставрации с такими кирпичами: в доме Щелухиной в Нижнем Новгороде (там собирали средства всем городом), в доме Ерошенко в Басковом переулке в Петербурге и в доходном доме Бабушкина на Садовнической улице в Москве (тут реставрация лестничной перегородки была инициативой жильцов).

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Сделанными на петербургском экспериментальном производстве кирпичами разных оттенков «формы № 9» в «Руине» Музея архитектуры заполнен огромный оконный проем на лестнице. Предполагается, что он останется навсегда. А еще во временную экспозицию включены предметы из немалой уже коллекции музея, образцы работы европейских и российских фабрик, оборудование и инструменты стеклодува, рекламные каталоги и архитектурная графика. Каталог выставки стал первым русскоязычным изданием на эту тему. 

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щукина
«Фальконье. Архитектура света»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+