18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сквозь глубины сознания

Кольцо в виде драконьего глаза. Фото: Рем Султанов
Кольцо в виде драконьего глаза.
Фото: Рем Султанов
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Сложные иллюзорные миры, мифология и символы цикличности жизни в произведениях художника-ювелира Рема Султанова

Рема Султанова нельзя назвать просто ювелиром, скорее художником или даже скульптором малых форм, который для воплощения своих фантазий не ограничивает себя ни в материалах, ни в формах. К тому же столь сложные авторские вещи, наполненные глубокой философией, особым символизмом и мистическими мотивами, крайне редко встречаются в ювелирной среде.

Интересно, что искусство, да еще и такое своеобразное, для Султанова занятие исключительно для души. Выросший в жарком Джамбуле, городе с тысячелетней историей, через который некогда проходил Великий шелковый путь, в 1986 году он окончил один из самых престижных вузов столицы — Московский инженерно-физический институт, — вовсе не собираясь заниматься творчеством. Много лет спустя он неожиданно решил реализовать свой художественный потенциал в незаурядных и многосоставных сюжетах своих работ.

Первые образы загадочных драконов, как это часто бывает у художников, возникли в воображении Султанова спонтанно и запечатлены были не на холсте, а в виде карандашных набросков на полях ежедневника во время одной из рабочих встреч.

Работа из графической серии. Фото: Рем Султанов
Работа из графической серии.
Фото: Рем Султанов

Увлеченному коллекционеру антикварных украшений, коим он на тот момент уже давно являлся, пришлась по душе идея оживить свои фантазии в металле. Так, в 2018 году появилось первое кольцо с изображением дракона и последовавшая за ним тематическая ювелирная коллекция мужских украшений. Через год родилась еще одна линия — на этот раз брошей, вырезанных из бивня мамонта. К слову, многие ювелирные творения художника можно будет увидеть на выставке «Арт Москва» в Гостином Дворе с 19 по 23 апреля.

Попробовав себя в творчестве, Рем Султанов уже не смог остановиться — мифические существа и фантазийные сюжеты с полей ежедневника трансформировались не только в брутальные ювелирные украшения, но и в серьезные произведения графики и диджитал-арта, которые уже не один год участвуют в ярмарке современного искусства Art Russia в составе стенда галереи «Русский Мир Медиа». Как раз в рамках ярмарки этого года были представлены две его крупномасштабные работы — триптих «Трансцикличность» и «Первохранитель_Пробуждение». Это серия арт-объектов, передающих идею «движения без движения», где с полотен на зрителя взирает бесконечно трансформирующийся «глаз наблюдателя».

Фрагмент из двух частей триптиха «Трансцикличность». Фото: Рем Султанов
Фрагмент из двух частей триптиха «Трансцикличность».
Фото: Рем Султанов

Похожее всевидящее око Рем Султанов повторяет и в своих украшениях — в кольцах, брошах и запонках. Удивительно правдоподобная проработка фактуры драконьей кожи вокруг глазного яблока из драгоценных кабошонов разных цветов заставляет пристально всматриваться в рисунок поверхности и вызывает острое желание собственными руками ощутить и проверить, точно ли перед вами изделие из холодного металла.

История каждого его рисунка или украшения, их многоуровневых сюжетов сплетена из современного прочтения прошлого — отголосков самых древних и будоражащих космогонических мифов, где важное место отведено знакам, символам и скрытым за ними смыслу и идее.

Но его драконы не похожи на Смауга из толкиновского «Хоббита» или змееподобного героя всех китайских праздников с изогнутым туловищем на четырех нелепо коротких лапах. Нет, это особенный вид, близкий к современной интерпретации древнего уробороса — дракона (или иногда змеи), свернувшегося в кольцо и кусающего себя за хвост. Это один из древнейших символов цикличности жизни и репрезентация бесконечности: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Нечто очень близкое к этой философии Рем Султанов воплощает и в своих работах. Если присмотреться, драконьи головы в его ювелирных шедеврах всегда дополнены миниатюрным изображением то человеческого черепа, то лица, то еще какими-то еле уловимыми деталями. Все это превращает его украшения не просто в декоративные изделия, а в материализовавшуюся иллюстрацию из книги мифов художника, правда, живущих исключительно в его воображении.

Кольцо в виде драконьей головы. Фото: Рем Султанов
Кольцо в виде драконьей головы.
Фото: Рем Султанов

Подтверждает это и сам автор: «Мои произведения не появляются сами по себе. Их герои сначала оживают и проявляются в своем, специально созданном для них мире. Там они обретают неповторимую харизму и душу — и только потом заботливо извлекаются в эту реальность, материализуясь в прихотливой оболочке ювелирного арт-объекта или графического рисунка, — каждый со своей легендарной историей, транслирующей мои философские воззрения».

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+