18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Сквозь глубины сознания

Кольцо в виде драконьего глаза. Фото: Рем Султанов
Кольцо в виде драконьего глаза.
Фото: Рем Султанов
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Сложные иллюзорные миры, мифология и символы цикличности жизни в произведениях художника-ювелира Рема Султанова

Рема Султанова нельзя назвать просто ювелиром, скорее художником или даже скульптором малых форм, который для воплощения своих фантазий не ограничивает себя ни в материалах, ни в формах. К тому же столь сложные авторские вещи, наполненные глубокой философией, особым символизмом и мистическими мотивами, крайне редко встречаются в ювелирной среде.

Интересно, что искусство, да еще и такое своеобразное, для Султанова занятие исключительно для души. Выросший в жарком Джамбуле, городе с тысячелетней историей, через который некогда проходил Великий шелковый путь, в 1986 году он окончил один из самых престижных вузов столицы — Московский инженерно-физический институт, — вовсе не собираясь заниматься творчеством. Много лет спустя он неожиданно решил реализовать свой художественный потенциал в незаурядных и многосоставных сюжетах своих работ.

Первые образы загадочных драконов, как это часто бывает у художников, возникли в воображении Султанова спонтанно и запечатлены были не на холсте, а в виде карандашных набросков на полях ежедневника во время одной из рабочих встреч.

Работа из графической серии. Фото: Рем Султанов
Работа из графической серии.
Фото: Рем Султанов

Увлеченному коллекционеру антикварных украшений, коим он на тот момент уже давно являлся, пришлась по душе идея оживить свои фантазии в металле. Так, в 2018 году появилось первое кольцо с изображением дракона и последовавшая за ним тематическая ювелирная коллекция мужских украшений. Через год родилась еще одна линия — на этот раз брошей, вырезанных из бивня мамонта. К слову, многие ювелирные творения художника можно будет увидеть на выставке «Арт Москва» в Гостином Дворе с 19 по 23 апреля.

Попробовав себя в творчестве, Рем Султанов уже не смог остановиться — мифические существа и фантазийные сюжеты с полей ежедневника трансформировались не только в брутальные ювелирные украшения, но и в серьезные произведения графики и диджитал-арта, которые уже не один год участвуют в ярмарке современного искусства Art Russia в составе стенда галереи «Русский Мир Медиа». Как раз в рамках ярмарки этого года были представлены две его крупномасштабные работы — триптих «Трансцикличность» и «Первохранитель_Пробуждение». Это серия арт-объектов, передающих идею «движения без движения», где с полотен на зрителя взирает бесконечно трансформирующийся «глаз наблюдателя».

Фрагмент из двух частей триптиха «Трансцикличность». Фото: Рем Султанов
Фрагмент из двух частей триптиха «Трансцикличность».
Фото: Рем Султанов

Похожее всевидящее око Рем Султанов повторяет и в своих украшениях — в кольцах, брошах и запонках. Удивительно правдоподобная проработка фактуры драконьей кожи вокруг глазного яблока из драгоценных кабошонов разных цветов заставляет пристально всматриваться в рисунок поверхности и вызывает острое желание собственными руками ощутить и проверить, точно ли перед вами изделие из холодного металла.

История каждого его рисунка или украшения, их многоуровневых сюжетов сплетена из современного прочтения прошлого — отголосков самых древних и будоражащих космогонических мифов, где важное место отведено знакам, символам и скрытым за ними смыслу и идее.

Но его драконы не похожи на Смауга из толкиновского «Хоббита» или змееподобного героя всех китайских праздников с изогнутым туловищем на четырех нелепо коротких лапах. Нет, это особенный вид, близкий к современной интерпретации древнего уробороса — дракона (или иногда змеи), свернувшегося в кольцо и кусающего себя за хвост. Это один из древнейших символов цикличности жизни и репрезентация бесконечности: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Нечто очень близкое к этой философии Рем Султанов воплощает и в своих работах. Если присмотреться, драконьи головы в его ювелирных шедеврах всегда дополнены миниатюрным изображением то человеческого черепа, то лица, то еще какими-то еле уловимыми деталями. Все это превращает его украшения не просто в декоративные изделия, а в материализовавшуюся иллюстрацию из книги мифов художника, правда, живущих исключительно в его воображении.

Кольцо в виде драконьей головы. Фото: Рем Султанов
Кольцо в виде драконьей головы.
Фото: Рем Султанов

Подтверждает это и сам автор: «Мои произведения не появляются сами по себе. Их герои сначала оживают и проявляются в своем, специально созданном для них мире. Там они обретают неповторимую харизму и душу — и только потом заботливо извлекаются в эту реальность, материализуясь в прихотливой оболочке ювелирного арт-объекта или графического рисунка, — каждый со своей легендарной историей, транслирующей мои философские воззрения».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+