18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Находки в Тоскане меняют представления об истории

Фрагменты скульптур, обнаруженные при раскопках возле Сан-Кашано-деи-Баньи, сейчас изучаются и предварительно реставрируются. Фото: Ministero della Cultura
Фрагменты скульптур, обнаруженные при раскопках возле Сан-Кашано-деи-Баньи, сейчас изучаются и предварительно реставрируются.
Фото: Ministero della Cultura
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху

На протяжении летних месяцев 2022 года группа археологов вела раскопки у подножия холма близ тосканского городка Сан-Кашано-деи-Баньи, неподалеку от руин античных терм. И наконец из-под горячей вязкой почвы и старых камней начали появляться древние артефакты. «Сперва мы обнаружили золотые монеты, — рассказывает один из руководителей раскопок Эммануэле Мариотти, — затем увидели каменные колонны, потом руку, голову, а потом все остальное».

Место раскопок в Сан-Кашано-деи-Баньи.  Регион Сиена, Италия. Фото: Ministero della Cultura
Место раскопок в Сан-Кашано-деи-Баньи. Регион Сиена, Италия.
Фото: Ministero della Cultura

Эту находку уже окрестили одним из самых зрелищных археологических открытий наших дней, которое, быть может, даже превосходит так называемые бронзы Риаче — статуи воинов, изготовленные греческими ремесленниками в V веке до н.э. и случайно найденные дайвером у южного побережья Италии в 1972 году.

Сейчас на дне глубокого подземного бассейна, примыкающего к святилищу III века до н.э., археологи обнаружили 24 отлично сохранившиеся бронзовые скульптуры, изображающие божеств и ритуальные жертвы. Более 2 тыс. лет они были погребены в горячей смеси земли и воды, бьющей из мощных источников, и защищены от воздействия внешней среды массивом огромных каменных колонн.

Координатор раскопок, преподаватель археологии в Университете для иностранцев в Сиене Якопо Таболли объясняет важность этой находки: «У нас есть и другие прекрасные статуи, созданные этрусками и римлянами, но отличие в том, что все они найдены в более ранних раскопках, которые велись до внедрения современного исторического метода. Теперь же мы можем точнее сказать, как именно располагались объекты, какие материалы использовались при их изготовлении, когда и как это происходило».

Одна из скульптур, обнаруженных в древних термах. Фото: Ministero della Cultura
Одна из скульптур, обнаруженных в древних термах.
Фото: Ministero della Cultura

Таболли предполагает, что скульптуры первоначально стояли вдоль каменных бортиков бассейна, пока кто-то не оттащил их при помощи веревок и деревянных лестниц и не расставил для проведения исцеляющего ритуала. Расположенные рядом термы действительно знамениты своими целебными свойствами, и все обнаруженные артефакты, по-видимому, так или иначе связаны с лечением: в числе найденных фигур — ростовые изображения греческого бога здоровья Аполлона и богини медицины Гигиеи и ряд более мелких бронзовых скульптур, изображающих различные человеческие органы или конечности.

Находки также проливают свет на глубокие демографические и политические изменения, происходившие в древности. Регион вокруг Сан-Кашано-деи-Баньи когда-то населяла развитая дороманская цивилизация этрусков, которую в I веке до н.э. покорила Римская республика. В надписях на некоторых из найденных предметов фигурируют династические фамилии местной знати, записанные и на этрусском языке, и на архаической латыни. Это позволяет предположить, что святилище использовали состоятельные люди, принадлежавшие к элитам обеих цивилизаций. По мнению Таболли, использование этрусского языка в римскую эпоху может говорить о том, что часть местной аристократии стремилась подчеркнуть свою идентичность. Не исключено, что в период перехода власти в регионе сформировался пусть и неустойчивый, но широко распространившийся мультикультурализм и что процесс романизации был более постепенным, чем считалось прежде.

Одна из скульптур, обнаруженных при раскопках. Фото: Ministero della Cultura
Одна из скульптур, обнаруженных при раскопках.
Фото: Ministero della Cultura

С годами ритуалы видоизменялись. В эпоху империи на смену статуям и вотивным предметам пришли золотые монеты, а к V веку н.э. отправление культа здесь прекратилось вовсе. Таболли считает, что приблизительно в это время ранние христиане и завалили языческое святилище огромными каменными колоннами.

Первые свидетельства об обнаружении здесь античных следов относятся еще к XVI веку, когда по воле представителей династии Медичи происходила расчистка этой территории: на старых горячих источниках собирались построить новые бани. Тогда были найдены алтари языческих богов, в том числе Аполлона. Исследователи не стали копать глубже, но задокументировали находки. Со временем территория вновь пришла в запустение, и позднее здесь разбили фруктовый сад.

В 2019 году Таболли и его команда при поддержке администрации Сан-Кашано взялись разрабатывать подробную археологическую карту этой местности при помощи современных технологий, в том числе радаров и тепловизионных камер. Археологи не ждали больших находок, поэтому были крайне удивлены, обнаружив группу античных колонн за пределами первоначально намеченной зоны раскопок. Они перенесли раскопки туда и работали на протяжении трех лет, зачастую в изнуряющих условиях. «Каждую секунду источник извергает десять литров воды, — рассказал Таболли. — Мы копали словно в открытом резервуаре».

Фрагмент скульптуры на месте раскопок.  Фото: Ministero della Cultura
Фрагмент скульптуры на месте раскопок.
Фото: Ministero della Cultura

Археологическое открытие может изменить судьбу городка Сан-Кашано-деи-Баньи, который с самого начала поддерживал и финансировал изыскания (позднее правительственным фондом Art Bonus был выделен еще и грант в размере €100 тыс.). Мэр Сан-Кашано Аньезе Карлетти надеется, что находка привлечет сюда туристов и инвестиции, и разрабатывает план строительства музея, где будут экспонироваться бронзы. Министерство культуры Италии решило поддержать его инициативу и приобрело в городке роскошный дом XVI века, которой планируется перестроить к концу 2023 года.

Тем временем Якопо Таболли с коллегами сосредоточился на реставрации находок, которые были перевезены в расположенный неподалеку город Гроссето. Будущим летом раскопки возле античных терм должны возобновиться.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+