В Петербурге почти все известные коллекции либо достались нынешним обладателям по наследству, либо были составлены известными врачами, учеными. Ваша из каких?
Из инженерно-технических. Почти 40 лет я отработал на заводе «Электросила», все мои коллекции сложились в то время: ленинградский андерграунд, Анатолий Каплан, свистульки.
И никакого наследства?
У моих родителей не было даже телевизора! Более 50 лет назад я приехал в Ленинград из небольшого молдавского села. Мне повезло: попал в хорошие руки, в компанию настоящих ленинградцев, благодаря которым быстро понял, что если ты хочешь быть человеком мыслящим, а не прожигателем жизни, то обязан изучать и приумножать культурное наследие, созданное до тебя. Нищим студентом, потом небогатым молодым инженером я не вылезал из Эрмитажа, Русского музея, театров. Особенно повезло, что в Политехническом институте, где я учился, оказалась замечательная театральная студия. Ее возглавлял Валерий Суслов, режиссер Театра имени Комиссаржевской. Под его влиянием формировался мой вкус — театральный, литературный, художественный.
Как молодой человек, ходивший в Эрмитаж, вдруг увлекся андерграундом?
Это было как удар молнии! ДК Газа, декабрь 1974 года, первая в Ленинграде выставка неформальных художников. Отстояв в очереди два с половиной часа на морозе в летних туфлях, вхожу в зал, и у меня мурашки бегут по коже. Я привык к классическому театру, музеям, а тут — правда жизни. Эти художники не были антисоветчиками, они просто рисовали то, что видели. Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Валентин Громов, Геннадий Устюгов. Со всеми я потом познакомился и дружил долгие годы.
Вы автор серии книг «Авангард на Неве», увековечивших историю ленинградской художественной жизни 1960–1980-х годов. Идея проекта возникла уже тогда?
Нет, лет на 20 позже. В 1998 году на поминках Рихарда Васми я увидел, как друзья и знакомые раздают его работы. Меня это возмутило: исчезает творческое наследие прекрасного художника! Потом умер Владимир Шагин, с которым в последние годы его жизни я много общался, помогал. У меня самого не было денег, но, когда Шагин просил, потому что ему нечего было есть или не было денег на краски, я всегда откликался. Его друзья и родные выпустили тоненькую книжечку в убогом исполнении. Тогда-то я и решил, что необходимо подготовить достойные издания. В стране уже появились богатые люди, и я обратился к своему другу, который занимался бизнесом. Именно он помог мне сделать первую книгу из этого цикла, «Круг Арефьева» — о неформальном объединении независимых ленинградских художников конца 1940-х — середины 1970-х годов. Сейчас в этой серии вышло 58 книг.
На какие деньги?
Находил спонсоров, убеждал: вы встали на ноги, но наш долг — сохранять культурное наследие. Как правило, откликались. Про меня еще со студенческих лет говорили: «Исаак, он и со столбом договорится». Все знали, что я еще свои вложу, у меня руки не потеют, к ним ничего не липнет.
Как вы узнали об Анатолии Каплане? В СССР не было ни одной его выставки.
В 1977 году, когда наша театральная студия была на гастролях в Польше, я в местном книжном магазине впервые увидел альбом Анатолия Каплана. Никогда не делил людей по национальному признаку, но для меня важны мои корни: я еврей, родившийся и проживший до 18 лет в еврейском местечке в Молдавии. Все детство говорил на идиш, все детство видел этот еврейский мир. Листаю альбом и понимаю: это про меня, он нарисовал мою жизнь! Еще лишь однажды я пережил такое потрясение, когда посмотрел фильм «Амаркорд» Феллини. Поэтому мы со Светланой Грушевской, хранителем фондов Музея Ахматовой, решили назвать выставку, приуроченную к 120-летию художника, «Амаркорд» — «я вспоминаю».
Выставка Анатолия Каплана приурочена к 120-летию со дня рождения художника. Около 100 работ — офорты, рисунки, литографии, керамика из коллекции Исаака и Людмилы Кушнир — представлены в Большом выставочном зале музея, а также в мемориальной комнате 1945 года и в постоянной экспозиции «Натюрморт» Иосифа Бродского. «Амаркорд» в переводе с одного из диалектов итальянского языка — «я вспоминаю». Это название предельно точно отражает суть творчества Анатолия Каплана, для которого память о детстве в еврейском местечке Рогачево в Белоруссии стала главным источником вдохновения, его художественным языком. Экспозиция, созданная художником Юрием Сучковым, известным музейным дизайнером, напоминает очертания древнего полуразрушенного храма. Зрители как будто блуждают между его колоннами, вырывающимися из песков забвения. Представлены также листы из цикла, посвященного послевоенному Ленинграду, иллюстрации к книгам Шолом-Алейхема.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
До 16 апреля
Когда вы начали коллекционировать работы Каплана?
Вернулся из Польши и пошел по букинистам, антикварам. В лавке художника нашел офорты и литографии, две керамические работы купил на блошином рынке в Дачном. И конечно, начал искать людей из его окружения. Уже собирался познакомиться лично, но в 1980 году Каплан умер.
Не было мысли поехать к нему в дом, познакомиться с наследниками, попытаться пополнить свое собрание?
С 123 рублями зарплаты? Это произошло спустя лет десять, когда у меня уже появились небольшие средства. Мне позвонили друзья и рассказали, что Виктор, племянник Каплана со стороны жены, единственный наследник, готов что-то продать. Мы с ним познакомились. Он отличный человек, но далекий от искусства. Сначала я отобрал немного, на большее не было денег. Уже дома с женой мы решили: нужно покупать все! Продали что-то из своих вещей, взяли в долг у друзей, и я снова поехал к Виктору. Купил не только работы, но и архивы — письма, документы. Мы по сей день дружим с Виктором, поддерживаем отношения.
Вы многое сделали для популяризации творчества Каплана.
Художественной школе в белорусском Рогачеве, на родине художника, я подарил его литографии и офорты, добился, чтобы ей присвоили имя Каплана. Дарил его работы Музею Марка Шагала, Русскому музею, Третьяковской галерее, Музею имени Пушкина. Я вообще щедрый даритель.
А откуда увлечение свистульками?
От моего учителя. Он их собирал, я увлекся и увлек семью, друзей. Я не этнограф, но знаю каждую свистульку, могу определить на глаз: это перуанская, это балканская, таджикская, мексиканская, шведская… Отличаю вологодскую свистульку от абашевской, каргопольской, хлудовской. Меня даже пригласили в международное жюри фестиваля глиняных свистулек, который организует музей в городе Чезуна на севере Италии.
Что вы считаете главным делом своей жизни?
Конечно, серию изданий «Авангард на Неве» и все, что я сделал для сохранения творчества Анатолия Каплана.
Наверное, еще памятник Андрею Сахарову? Это же фантастическая история!
Настоящий детектив! Еще в конце 1990-х объявили конкурс на памятник Сахарову, несколько лет не могли выбрать вариант. В 2000 году я увидел фигуру Андрея Дмитриевича работы скульптора Левона Лазарева на выставке на философском факультете университета и буквально загорелся идеей установить ее увеличенный вариант на площади Сахарова к 300-летию города. Левон изготовил модель в 3,5 м, мы подготовили документы на согласование. А дальше началось… Нам говорили: давайте установим позже, к другой дате. От нас требовали каких-то изменений…
И тогда я воспользовался своими знакомствами в Законодательном собрании. Ночью привез и установил монумент. Процесс сняли на камеры, утром все показали по телевидению. Конечно, это была сумасшедшая авантюра, но через два дня мы все-таки провели официальное открытие.
Каждый коллекционер переживает о том, что будет с вещами после его смерти. У вас какие планы?
Это общая проблема всех собирателей. Петербург называют культурной столицей, но в городе до сих пор нет музея личных коллекций! Многие с удовольствием передали бы свои собрания, плоды многолетних трудов, чаяний и помыслов в такой музей.
Не хотите свое собрание подарить какому-нибудь музею?
С удовольствием подарил бы выставку Каплана Музею Ахматовой, когда придет время. Но всю коллекцию… У меня замечательная дочь, она интересуется искусством, разбирается в нем, внуки растут.
Вам ведь предлагали оставить коллекцию Анатолия Каплана в Израиле.
Предлагали, но Каплан жил и творил в Петербурге — его коллекция должна быть здесь. И себя я больше нигде не вижу, это мой город. Нева на месте, Невский проспект на месте, Эрмитаж на месте… Я хочу и буду жить только здесь. То, что сейчас творится, пройдет, а красота останется.