Министерство культуры Италии одобрило грант в размере €71 млн на поддержку инициативы, с которой выступил Национальный римский музей (тем самым увеличив общий бюджет до €100 млн). Грандиозный культурный проект, рассчитанный на четыре года, предполагает обновление комплекса терм Диоклетиана, крипты Бальби, а также палаццо Массимо и палаццо Альтемпс. Помимо реставрации объектов, будут реорганизованы музейные коллекции и открыты новые выставочные площадки. Мы расспросили директора Национального римского музея Стефана Верже об этих масштабных планах.
Как мастер-план предполагает соединить разные части Рима?
Этот проект направлен не только на музейные пространства, но и на план городской застройки. Прежде всего я имею в виду район вокзала Термини, где расположены термы Диоклетиана и палаццо Массимо. Там муниципалитет Рима и Государственные железные дороги Grandi Stazioni обновят площадь Пьяцца деи Чинквеченто. Идея состоит в том, чтобы сделать термы Диоклетиана неким арт-кластером. Что касается Кампо Марцио, палаццо Альтемпс и крипты Бальби, то мы намерены соединить их в большой туристический маршрут, который ведет от фонтана Треви к Пантеону и от площади Пьяцца Навона к замку Святого ангела и Ватикану. Палаццо Альтемпс, здание эпохи Возрождения, находится на этом пути, но не очень известно туристам.
Будут ли демонстрироваться в палаццо Альтемпс такие великие бронзы, как «Кулачный боец» (330–50 годы до н.э.) и «Эллинистический правитель» (II век до н.э.), которые до этого момента выставлялись в палаццо Массимо?
Мы долго думали, как представить греческую скульптуру — и оригиналы, и римские копии греческих статуй и стилей. Вокруг этой фундаментальной темы хочется построить нарративы в палаццо Альтемпс, начиная с Античности и вплоть до эпохи Возрождения и барокко. Еще один наш план — рассказать «биографию» экспонатов, их богатую историю. Я имею в виду, например, статую «Дискобол» (V век до н.э.), конфискованную фашистами и возвращенную в Италию только в конце Второй мировой войны. Сейчас скульптура участвует в выставке Arte liberata в Квиринальском дворце.
Какой тематический фокус будет у остальных трех локаций?
Термы Диоклетиана, палаццо Массимо и крипта Бальби поведают об истории Рима от основания до ХХ века. В термах мы расскажем, как формировался наш город — начиная с Х века до н.э. и заканчивая эпохой императора Диоклетиана (IV век н.э.). В палаццо Массимо в центре внимания будет Римская империя, а в крипте Бальби — Рим сегодняшний. В крипте есть великолепный маршрут, созданный в 2000 году и рассказывающий о многовековой урбанистической стратификации Рима. Археологическая составляющая будет переосмыслена, музей расширится, его нарратив коснется послевоенной и современной эпох.
Что-то еще покажут из хранилищ?
Благодаря тому, что выставочная площадь расширится, мы сможем показать много вещей из коллекции Национального римского музея, в том числе и не выставлявшиеся ранее. Например, в семи Больших залах, которые откроются после реставрации в термах Диоклетиана, будут представлены впечатляющие находки, которые публика в последний раз видела в 1960-е или в 1970-е годы. Скажем, Артемида Ариччийская, монументальная мраморная статуя высотой более 3 м с греческого оригинала V века до н.э.
Можно ли сказать, что это музей, который смотрит в будущее и стремится выстроить отношения с городом?
В будущее прежде всего смотрит сам Рим. Часто говорят, что этот город — музей под открытым небом, но это не так. Он, скорее, живой организм, который в любую эпоху умело использует собственное прошлое, чтобы построить настоящее, сделав его основой для своего будущего. Наш грандиозный проект будет двигаться по двум направлениям: с одной стороны, надо показать сложность Рима как городского организма, с другой — аккуратно вписать современное искусство в локации Национального римского музея. Что касается последнего, то в крипте Бальби мы уже представили работу Элизабетты Бенасси «Империя», в 2019 году. Язык современного искусства помогает понять, что такое урбанистическая стратификация Рима. Музей не может стоять на месте, он должен следить за городом и идти с ним в ногу.