18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опубликован культурный мастер-план Рима: как он изменит древний город?

Палаццо Альтемпс станет сердцем нового туристического маршрута по городу. Фото: Wikimedia Commons
Палаццо Альтемпс станет сердцем нового туристического маршрута по городу.
Фото: Wikimedia Commons
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Директор Национального римского музея Стефан Верже рассказывает о радикальных планах реконструкции четырех знаковых музеев и объектов культурного наследия в Италии, включая термы Диоклетиана, крипту Бальби, а также палаццо Массимо и палаццо Альтемпс

Министерство культуры Италии одобрило грант в размере €71 млн на поддержку инициативы, с которой выступил Национальный римский музей (тем самым увеличив общий бюджет до €100 млн). Грандиозный культурный проект, рассчитанный на четыре года, предполагает обновление комплекса терм Дио­клетиана, крипты Бальби, а также палаццо Массимо и палаццо Альтемпс. Помимо реставрации объектов, будут реорганизованы музейные коллекции и открыты новые выставочные площадки. Мы расспросили директора Национального римского музея Стефана Верже об этих масштабных планах.

Как мастер-план предполагает соединить разные части Рима?

Этот проект направлен не только на музейные пространства, но и на план городской застройки. Прежде всего я имею в виду район вокзала Термини, где расположены термы Диоклетиана и палаццо Массимо. Там муниципалитет Рима и Государственные железные дороги Grandi Stazioni обновят площадь Пьяцца деи Чинквеченто. Идея состоит в том, чтобы сделать термы Диоклетиана неким арт-кластером. Что касается Кампо Марцио, палаццо Альтемпс и крипты Бальби, то мы намерены соединить их в большой туристический маршрут, который ведет от фонтана Треви к Пантеону и от площади Пьяцца Навона к замку Святого ангела и Ватикану. Палаццо Альтемпс, здание эпохи Возрождения, находится на этом пути, но не очень известно туристам.

Будут ли демонстрироваться в палаццо Альтемпс такие великие бронзы, как «Кулачный боец» (330–50 годы до н.э.) и «Эллинистический правитель» (II век до н.э.), которые до этого момента выставлялись в палаццо Массимо?

Мы долго думали, как представить греческую скульптуру — и оригиналы, и римские копии греческих статуй и стилей. Вокруг этой фундаментальной темы хочется построить нарративы в палаццо Альтемпс, начиная с Античности и вплоть до эпохи Возрождения и барокко. Еще один наш план — рассказать «биографию» экспонатов, их богатую историю. Я имею в виду, например, статую «Дискобол» (V век до н.э.), конфискованную фашистами и возвращенную в Италию только в конце Второй мировой войны. Сейчас скульптура участвует в выставке Arte liberata в Квиринальском дворце.

Термы Диоклетиана. Фото: Wikimedia Commons
Термы Диоклетиана.
Фото: Wikimedia Commons

Какой тематический фокус будет у остальных трех локаций?

Термы Диоклетиана, палаццо Массимо и крипта Бальби поведают об истории Рима от основания до ХХ века. В термах мы расскажем, как формировался наш город — начиная с Х века до н.э. и заканчивая эпохой императора Диоклетиана (IV век н.э.). В палаццо Массимо в центре внимания будет Римская империя, а в крипте Бальби — Рим сегодняшний. В крипте есть великолепный маршрут, созданный в 2000 году и рассказывающий о многовековой урбанистической стратификации Рима. Археологическая составляющая будет переосмыслена, музей расширится, его нарратив коснется послевоенной и современной эпох.

Что-то еще покажут из хранилищ?

Благодаря тому, что выставочная площадь расширится, мы сможем показать много вещей из коллекции Национального римского музея, в том числе и не выставлявшиеся ранее. Например, в семи Больших залах, которые откроются после реставрации в термах Диоклетиана, будут представлены впечатляющие находки, которые публика в последний раз видела в 1960-е или в 1970-е годы. Скажем, Артемида Ариччийская, монументальная мраморная статуя высотой более 3 м с греческого оригинала V века до н.э.

Можно ли сказать, что это музей, который смотрит в будущее и стремится выстроить отношения с городом?

В будущее прежде всего смотрит сам Рим. Часто говорят, что этот город — музей под открытым небом, но это не так. Он, скорее, живой организм, который в любую эпоху умело использует собственное прошлое, чтобы построить настоящее, сделав его основой для своего будущего. Наш грандиозный проект будет двигаться по двум направлениям: с одной стороны, надо показать сложность Рима как городского организма, с другой — аккуратно вписать современное искусство в локации Национального римского музея. Что касается последнего, то в крипте Бальби мы уже представили работу Элизабетты Бенасси «Империя», в 2019 году. Язык современного искусства помогает понять, что такое урбанистическая стратификация Рима. Музей не может стоять на месте, он должен следить за городом и идти с ним в ногу. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+