18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вечно живой пленэр — от оловянных тюбиков до цифровых планшетов

Поль Сезанн. «Гора Святой Виктории». 1904—1906. Фото: Sammlung Emil Bührle
Поль Сезанн. «Гора Святой Виктории». 1904—1906.
Фото: Sammlung Emil Bührle

Музей историй Электрозавода 15 апреля проводит первый индустриальный пленэр в онлайн-формате — к нему можно присоединиться из любой точки мира. Попробуем разобраться в причинах популярности этого жанра, не выходящего из моды уже столетия

На участие в серии пленэров Музея историй Электрозавода, которые проводятся при поддержке Фонда Владимира Потанина, подало заявки несколько сот человек, лучшие работы попадут на выставку в Музее Москвы в июне этого года. Часть пленэров традиционны, а в субботу 15 апреля пройдет первый онлайн-пленэр «Дворы и перспективы». К нему можно присоединиться бесплатно, после регистрации. Основатель и куратор проекта «Музей историй Электрозавода» Сергей Никитин-Римский рассказывает, почему предложен именно этот промышленный объект. «Важно выбрать место, насыщенное ракурсами и возможностями композиции. В ансамбле электрозавода, например, с одной стороны, встретились все архитектурные стили ХХ века — от неоготики и ар-деко до постмодернизма, с другой стороны, это говорящий пейзаж: в нем есть и историческая, и формальная, и эмоциональная насыщенность, которую подчеркивает драматическая руинированность. Такие пространства имеет смысл созерцать и отображать».

Осмелиться не идти в студию — рождение пленэра

Официальным рождением пленэрной живописи принято считать работу Джона Констебла «Флэтфордская мельница» («Сцена на судоходной реке») 1815 года — это первая известная картина, от и до написанная на открытом воздухе. Но если искать корни, то можно сказать, что пленэр зародился еще в XV веке. Тогда, в период Раннего Возрождения, пейзажная живопись переживала расцвет. Для создания реалистичных работ художники искали натуру вне своих студий, однако на воздухе они делали лишь этюды и эскизы — остальное восстанавливали по памяти в мастерских. И вопрос не только в желании или нежелании: в этот период было технически сложно создать живописное полотно, находясь вне студии.

Камиль Коро. «Виль д'Авре». 1865. Фото: The National Gallery of Art, Washington
Камиль Коро. «Виль д'Авре». 1865.
Фото: The National Gallery of Art, Washington

Лишь в XIX веке английские художники Джон Констебл и Ричард Паркс Бонингтон решились отойти от этой схемы и рискнули писать картины целиком на природе. Их первые эксперименты не то чтобы вызвали овации — в Англии к ним отнеслись без особого интереса. Но уже в 1824 году во Франции нововведения нашли первых поклонников. Сначала новой техникой заинтересовался Камиль Коро, а после него и другие представители барбизонской школы: Жюль Дюпре, Теодор Руссо. Для них, как для художников-натуралистов, эта техника стала настоящей находкой.

До 40-х годов XIX века пленэр был довольно трудоемким и сложным в организации процессом. Ситуация кардинально изменилась после изобретения Джона Гоффа Рэнда: он запатентовал оловянный тюбик для красок, благодаря которому художники стали более мобильны. До того для каждого сеанса приходилось изготавливать краски и надеяться, что они не засохнут прежде, чем работа будет завершена.

В это же время появляются первые облегченные мольберты и этюдники. Вкупе с не засыхающими в тюбиках красками они делают пленэр все более доступным методом работы, все более комфортным, а значит — все более популярным.

Импрессионисты — амбассадоры пленэра

Пик популярности пленэра пришелся на эпоху импрессионистов. С возникновением фотографии живопись начинает меняться: ловить момент, впечатление, движение воздуха — все эти задачи как нельзя лучше удавалось решить с помощью работы на природе. В конце XIX века на сцене появляется главный «двигатель» этой техники — Клод Моне. Его серии «Тополя» и «Стога» до сих пор являются одними из самых ярких примеров неограниченных возможностей пленэра.

Клод Моне. «Стога сена в конце лета. Утренний эффект». 1891. Фото: Musée d'Orsay
Клод Моне. «Стога сена в конце лета. Утренний эффект». 1891.
Фото: Musée d'Orsay

Так, создание серии «Тополя» превратилось в перформанс: автор одновременно работал на нескольких мольбертах, пытаясь уловить быстро меняющееся освещение и изменение цветов. А серию «Стога» (два стога сена на одном и том же месте) художник писал в разное время суток и в разные сезоны, чтобы поймать каждый природный эффект — от снега и инея до зноя и летнего тумана.

За импрессионистами так и осталось звание популяризаторов пленэра. Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей — через их славу приобретала все большую популярность и пленэрная живопись.

Альфред Сислей. «Городок Вильнёв-ла-Гаренн». Фото: Государственный Эрмитаж
Альфред Сислей. «Городок Вильнёв-ла-Гаренн».
Фото: Государственный Эрмитаж

Ее почитатели появляются и в других странах: школа реки Гудзон в США, шотландские «Мальчики из Глазго» и английская ньюлинская школа, немецкие хаймхаузенская и ворпсведская колонии художников.

В России на рубеже XIX–XX веков появляются свои пленэрные самородки. В отличие от французских импрессионистов, часто выбирающих городские сюжеты вроде «Городка Вильнёв-Ла-Гаренн» Сислея или «Бульвара Монмартр» Писсарро, российские пленэристы предпочитали деревенские пейзажи. Передвижники совершают живописный тур по деревням страны, Исаак Левитан ловит весеннее пробуждение села, Архип Куинджи удаляется на Ладожское озеро, а Валентин Серов не выезжает из Домотканова Тверской области.

Валентин Серов. «Октябрь. Домотканово». 1895. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Валентин Серов. «Октябрь. Домотканово». 1895.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Не Моне единым

Постимпрессионизм с распростертыми объятиями встретил пленэрную живопись, хоть иногда и своеобразно. Так, для Поля Сезанна пленэр стал любовью и проклятием. Более 80 раз Сезанн писал гору Святой Виктории, по этому сюжету проще всего отследить развитие его техники — от академического изображения в 1887 году до одной из последних версий в 1906-м, где разнонаправленные мазки уже предвещают появление кубизма. И по роковому стечению обстоятельств на одном из таких пленэров Поль Сезанн простудился и скоропостижно скончался.

С течением времени отношение художников к пленэру менялось и становилось все менее зависимым от уже заданных правил. Гоген пишет с натуры, но позже добавляет фантазийные элементы и создания своего воображения, а Жорж Сёра и вовсе возвращается к доимпрессионистской технике: делает наброски на воздухе, а на их основе создает свои монументальные пуантилистские полотна уже в мастерской.

Поль Сезанн. «Гора Святой Виктории с большой сосной». Фото: The Phillips Collection
Поль Сезанн. «Гора Святой Виктории с большой сосной».
Фото: The Phillips Collection

Чем дальше искусство отходит от фигуративности, тем меньше значения авторы придают постулатам пленэрной живописи, и кажется, что с развитием абстрактной живописи пленэр должен уйти в небытие, однако этого не происходит. Пленэрная живопись остается популярной и в современном искусстве. Дэвид Хокни, Пер Адольфсон и другие художники продолжают создавать этюды на пленэре, а некоторые теперь делают это в цифровом формате. Почему? Мы решили не выдумывать ответы за других, а спросить тех, кто продолжает работать на открытом воздухе, и тех, кто организовывает такие мероприятия.

Пленэрная живопись сегодня: кто, что, зачем и как

Даша Градолиевна, художник-педагог и автор «Апреля индустриальных пленэров на Электрозаводе», рассказывает, что эта форма позволяет по-новому взглянуть на привычные объекты. «Поиск неожиданных сюжетов и работа с натуры — интересные практики сами по себе. Но в случае работы с промышленной эстетикой задача становится еще сложнее и еще увлекательнее, ведь разглядеть красоту в заводских руинах не так просто, как в деревенских пейзажах», — говорит она.

Катя Ермолаева. «Залив». Фото: Музей историй Электрозавода
Катя Ермолаева. «Залив».
Фото: Музей историй Электрозавода

Таким образом многие и используют работу на пленэре — как тренировку наблюдательности, способ «разрисовки», оттачивание мастерства. Художница Ася Маракулина считает, что пленэр — это база и основа. «Помимо огромного удовольствия от рисования в городе и на природе, это бесценный опыт наблюдения и практики. У меня сохранились стопки акварелей и пленэрной графики, и по ним видно, как от бездумной и отчаянной мазни (у меня долго плохо получалось) с количеством приходят осмысленность и отбор». Катя Ермолаева рассказывает, что пленэр помог ей развить навык быстрого рисования и внимательность к ракурсам. «Можно свободно перемещаться по ландшафту и выбирать абсолютно любое место, как будто физически больше свободы и размаха для поиска ракурса».

Другие используют пленэр как постоянную основу для живописных работ. Так, для Максима Саввы пленэр — состояние дзена и «медитация на маленький кусочек вселенной». Его работы с пленэров появляются ежегодно — как только петербургская погода позволяет находиться на открытом воздухе дольше десяти минут. Кроме того, он активно использует наброски, созданные на пленэре. «Мне интересно рисовать обувь, особенно кроссовки. Потом свои уличные и „кофейные“ эскизы или их детали я переношу на холсты».

Маша Иванова. «Сандуновские бани». Фото: Музей историй Электрозавода
Маша Иванова. «Сандуновские бани».
Фото: Музей историй Электрозавода

А художница Маша Иванова, поменяв курс в творчестве, использует пленэр по-новому. «Я меньше работаю с пейзажем, но работаю с натурой в иной форме: на основе старых предметов создаю новые. В обоих случаях (и с пейзажем, и с предметами) это то, что подсказывает сама жизнь и дает более широкие возможности для придумывания, пластики, стилизации и так далее».

Пленэрная живопись и графика требуют не только наблюдательности и умения быстро схватывать сюжет, но и организации, а иногда терпения и физической подготовки. Маша Иванова настаивает на том, что очень важно выбрать место, погоду и сюжет. «Вам должно нравиться то, что вы рисуете», — поясняет она.

Если говорить о более приземленных материях, то, помимо элементарных вещей вроде «возьмите с собой хотя бы блокнот и карандаш», есть еще несколько советов, которые сделают пленэр не мукой, а приятным процессом. Ася Маракулина рекомендует серьезно отнестись к экипировке: «Чем быстрее можно разобрать и начать работать или собрать все и убежать, тем лучше (внезапный дождь или навязчивые прохожие, холод, комары). Поэтому мой совет: никаких тяжелых этюдников и тюбиков, которые нужно раскручивать полчаса. Легкий стульчик, компактные краски, удобная папка, небольшая бутылка с водой, перекус, средство от комаров. Иначе, пока ищете мотив, плечо отвалится все тащить».

Максим Савва. «Дом у водопада». Фото: Музей историй Электрозавода
Максим Савва. «Дом у водопада».
Фото: Музей историй Электрозавода

Максим Савва поделился лайфхаком, подсмотренным у заокеанских коллег: пленэр как этакий «пикник без шашлыка». Если у вас есть автомобиль, то это будет несложно сделать: погрузить в багажник два складных стола и стулья, взять еду и напитки, всевозможные инструменты, — и тогда пленэр превратится в комфортное времяпрепровождение, а не в стремительную работу на износ. Есть и более простой вариант гедонистического пленэра: «Цветные карандаши и блокнот — в рюкзак, брать кофе навынос, выбирать скамейку поудобнее, и все — можно кайфовать».

Упростить и довести до максимального комфорта или же, наоборот, испытывать себя на прочность — индивидуальный выбор каждого. Одно остается неизменным: пленэрная живопись все еще жива, — и это, пожалуй, замечательно.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+