В Москве полностью открылась БКЛ — Большая кольцевая линия метро, протяженность которой составила 70 км. Это самая длинная в мире линия метро. Дело, однако, не только в километрах, но и в красоте. Отдельные станции привлекают внимание своей экстравагантной эстетикой.
Мэр Москвы Сергей Собянин официально объявил об открытии БКЛ 1 марта 2023 года. Ряд станций был завершен ранее, и наша газета уже писала в августе прошлого года о революции в московском метро. На завершающем этапе введены в строй еще девять станций. И эти новые подземные пространства не меньше предыдущих поражают современной стилистикой, использованием новых материалов и нетривиальностью художественных решений.
Модернизация стиля не случилась сама собой — она стала следствием архитектурных конкурсов. Впервые с 1991 года, после двух десятков лет перерыва, конкурс на разработку станций московского метро был проведен в 2014-м. Всего за 8 лет удалось организовать 6 международных конкурсов, на которые поступило более 600 заявок от архитектурных бюро из 50 стран. По итогам тендеров построили 8 новых станций (из них на БКЛ – 6). И хотя это чуть больше 10% (за десяток лет Московский метрополитен построил около 100 станций), тем самым был задан определенный вектор, и даже проектировщики станций, оформлявшихся без конкурса, должны были учитывать общее обновление.
Ключевой фигурой в проведении конкурсов (а это требовало активной коммуникации и сильного лоббирования интересов архитектурного цеха среди столичных чиновников и строителей) стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он говорит: «На мой взгляд, станции, реализованные по конкурсным проектам, самые интересные. В них есть и дань традициям, и новаторский подход. Несмотря на все сложности, оно того стоит, результат впечатляющий. Новые станции получились яркими, привлекательными с визуальной точки зрения, настоящие арт-объекты под землей, как тот же „Нагатинский затон“. Огромные мозаичные панно в виде рыб, по сути, монументальное искусство, на их создание ушло очень много времени и сил. Да и другие станции отличаются не менее впечатляющими деталями: „Рижская“ БКЛ с оригинальными арками, „Марьина Роща“ с округлыми колоннами (про них говорили, что такое не реализовать, но в итоге авторы проекта доказали, что все возможно)».
Но не все проходило гладко. Так, победивший в конкурсе на станцию «Кленовый бульвар» Бирюлевской линии консорциум во главе с Zaha Hadid Architects в прошлом году свой проект отозвал. Для станции «Кленовый бульвар» БКЛ была воплощена концепция Татьяны Осецкой и Александра Салова из бюро Archslon (получилось неплохо: фишкой станции стали гигантские искусственные камни, положенные на пол вместо скамеек).
Станция «Марьина Роща» сделана по проекту молодого архитектурного бюро AI architects под руководством Александра Томашенко и Ивана Колманка. Победа в 2016 году в конкурсе на ее оформление (тогда станция называлась «Шереметьевская») стала важной вехой их биографии. До этого они спроектировали сборно-разборный мост над крупнейшим в Европе катком на ВДНХ (2014) и занимались благоустройством Боровицкой площади (2016).
В поисках локальной айдентики для метро архитекторы зацепились за расположенный неподалеку Останкинский дворец, помещичий быт, предложив стилизовать массивные пилоны (а станция — одна из самых глубоких, 70 м под землей) под приплюснутые фарфоровые шары, покрытые кракелюрами. «Я за создание художественного образа исключительно методами архитектуры, — говорит Александр Томашенко. — Через форму пилонов мы хотели передать всю тяжесть земли над головой. Наш образ получился про монументальность и долговечность, про потерю ощущения пространства. И он вне времени: мрамор, которым мы облицевали пилоны, на века, это не дешевые панели. Мы равнялись на классику, на „Кропоткинскую“ Душкина. В ней тоже есть внутренняя завершенность, несмотря на то что Дворец Советов, который она всем своим видом должна была предварять, так и не построили».
Станция метро «Нагатинский затон» — одна из самых фотогеничных на БКЛ. Конкурс на этот проект выиграли в 2018 году архитекторы Петр Зайцев и Арсений Борисенко из бюро za bor. Они предложили превратить станцию в музей рыб — разместить на стенах крупные реалистичные изображения обитателей рек Москвы и области. Изображения выполнялись в технике мозаики. Главную роль в команде отвели одному из сильнейших московских мозаичистов Максиму Козлову. Выпускник Строгановки, он и раньше работал для метро — делал оформление станций «Ольховая» и «Беломорская». Ему также принадлежат декоративные панно в кинотеатре «Художественный». Но в «Нагатинском затоне» он превзошел самого себя. Всего он сделал 12 рыб, самая большая имеет 14 м в длину и 3,6 м в ширину.
Тонкость состоит в том, что это не римская мозаика из аккуратных кубиков смальты или камня, и не флорентийская мозаика, напоминающая инкрустацию «шов в шов». Максим Козлов называет работу мозаикой архитектурной: она сложена из стекла, камня, ракушек, причем зазоры между частями разные, и при близком рассмотрении напоминает абстракцию, зато на расстоянии хаос складывается во вполне правильный рисунок. По словам автора мозаики, работа заняла четыре года. Утверждение рисунков шло на уровне мэра Москвы. И если бы не лоббирование Сергея Кузнецова, неизвестно, рискнули бы власти воплотить такой экстравагантный проект.
Станция метро «Сокольники» должна была называться «Стромынкой» и оформляться по проекту MAParchitects в духе «техногенного леса», по результатам архитектурного конкурса 2016–2017 годов. Но руководство Метростроя, отмечавшего в 2021 году 90-летие, в последний момент решило посвятить станцию своей славной истории, ведь именно в Сокольниках началось строительство московского метро. Проект в итоге разработал «Метрогипротранс» во главе с Николаем Шумаковым и Александром Орловым. За декор отвечали скульптор Александр Рукавишников и художник Алексей Душкин.
Алексей Душкин — внук и тезка гениального архитектора Душкина, автора «Детского мира» и станций метро «Маяковская» и «Кропоткинская». Более того, он внук Александра Лактионова («Письмо с фронта»). Участие в проекте стало для него событием глубоко личным. Он погрузился во все архивы, какие только мог отыскать, и сделал тонкий микс архивных фотографий, авангардных шрифтов, современной живописи, современных цветовых комбинаций. Он обрабатывал рисунки Александра Рукавишникова так, чтобы они выглядели как из семейного альбома. Перед нами сложная современная стилизация под эпоху. Даже к существовавшим лозунгам типа «Даешь метро!» Алексей добавил собственный — «Нам нужно метро!». Во многом его трудами Метрострой получил станцию-мемориал.
Сам Алексей Душкин рассказывает: «Общая площадь декора на станции „Сокольники“ БКЛ составила 3 тыс. кв. м. По сути, это одно большое произведение современного искусства, там нет ни одной случайной детали, да и ничего советского там нет. Это, скорее, наша реакция на эстетику 1930-х годов. Или даже сложнее: мы смоделировали ситуацию, как могло бы выглядеть метро, останься послереволюционный авангард в силе к концу 1930-х».
Какой из подходов — конкурсный или внеконкурсный — приносит лучшие результаты, оценят следующие поколения. Посмотрим, как станции будут стареть.