18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство замкнуть кольцо: что главное в дизайне новых станций БКЛ?

Станция БКЛ «Сокольники». Фото: Алексей Душкин
Станция БКЛ «Сокольники».
Фото: Алексей Душкин
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

На Большой кольцевой линии московского метро, которая недавно открылась целиком, встречаются станции с нетривиальными архитекторскими концепциями и художественными решениями. Выбор оформления отдельных станций производился на конкурсной основе

В Москве полностью открылась БКЛ — Большая кольцевая линия метро, протяженность которой составила 70 км. Это самая длинная в мире линия метро. Дело, однако, не только в километрах, но и в красоте. Отдельные станции привлекают внимание своей экстравагантной эстетикой.

Мэр Москвы Сергей Собянин официально объявил об открытии БКЛ 1 марта 2023 года. Ряд станций был завершен ранее, и наша газета уже писала в августе прошлого года о революции в московском метро. На завершающем этапе введены в строй еще девять станций. И эти новые подземные пространства не меньше предыдущих поражают современной стилистикой, использованием новых материалов и нетривиальностью художественных решений.

Все решают конкурсы

Модернизация стиля не случилась сама собой — она стала следствием архитектурных конкурсов. Впервые с 1991 года, после двух десятков лет перерыва, конкурс на разработку станций московского метро был проведен в 2014-м. Всего за 8 лет удалось организовать 6 международных конкурсов, на которые поступило более 600 заявок от архитектурных бюро из 50 стран. По итогам тендеров построили 8 новых станций (из них на БКЛ – 6). И хотя это чуть больше 10% (за десяток лет Московский метрополитен построил около 100 станций), тем самым был задан определенный вектор, и даже проектировщики станций, оформлявшихся без конкурса, должны были учитывать общее обновление.

Станция БКЛ «Кленовый бульвар». Фото: Mos.ru
Станция БКЛ «Кленовый бульвар».
Фото: Mos.ru

Ключевой фигурой в проведении конкурсов (а это требовало активной коммуникации и сильного лоббирования интересов архитектурного цеха среди столичных чиновников и строителей) стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он говорит: «На мой взгляд, станции, реализованные по конкурсным проектам, самые интересные. В них есть и дань традициям, и новаторский подход. Несмотря на все сложности, оно того стоит, результат впечатляющий. Новые станции получились яркими, привлекательными с визуальной точки зрения, настоящие арт-объекты под землей, как тот же „Нагатинский затон“. Огромные мозаичные панно в виде рыб, по сути, монументальное искусство, на их создание ушло очень много времени и сил. Да и другие станции отличаются не менее впечатляющими деталями: „Рижская“ БКЛ с оригинальными арками, „Марьина Роща“ с округлыми колоннами (про них говорили, что такое не реализовать, но в итоге авторы проекта доказали, что все возможно)».

Но не все проходило гладко. Так, победивший в конкурсе на станцию «Кленовый бульвар» Бирюлевской линии консорциум во главе с Zaha Hadid Architects в прошлом году свой проект отозвал. Для станции «Кленовый бульвар» БКЛ была воплощена концепция Татьяны Осецкой и Александра Салова из бюро Archslon (получилось неплохо: фишкой станции стали гигантские искусственные камни, положенные на пол вместо скамеек).

Главное — архитектура

Станция «Марьина Роща» сделана по проекту молодого архитектурного бюро AI architects под руководством Александра Томашенко и Ивана Колманка. Победа в 2016 году в конкурсе на ее оформление (тогда станция называлась «Шереметьевская») стала важной вехой их биографии. До этого они спроектировали сборно-разборный мост над крупнейшим в Европе катком на ВДНХ (2014) и занимались благоустройством Боровицкой площади (2016).

Фойе станции БКЛ «Марьина роща». Фото: Mos.ru
Фойе станции БКЛ «Марьина роща».
Фото: Mos.ru

В поисках локальной айдентики для метро архитекторы зацепились за расположенный неподалеку Останкинский дворец, помещичий быт, предложив стилизовать массивные пилоны (а станция — одна из самых глубоких, 70 м под землей) под приплюснутые фарфоровые шары, покрытые кракелюрами. «Я за создание художественного образа исключительно методами архитектуры, — говорит Александр Томашенко. — Через форму пилонов мы хотели передать всю тяжесть земли над головой. Наш образ получился про монументальность и долговечность, про потерю ощущения пространства. И он вне времени: мрамор, которым мы облицевали пилоны, на века, это не дешевые панели. Мы равнялись на классику, на „Кропоткинскую“ Душкина. В ней тоже есть внутренняя завершенность, несмотря на то что Дворец Советов, который она всем своим видом должна была предварять, так и не построили».

Главное — мозаики

Станция метро «Нагатинский затон» — одна из самых фотогеничных на БКЛ. Конкурс на этот проект выиграли в 2018 году архитекторы Петр Зайцев и Арсений Борисенко из бюро za bor. Они предложили превратить станцию в музей рыб — разместить на стенах крупные реалистичные изображения обитателей рек Москвы и области. Изображения выполнялись в технике мозаики. Главную роль в команде отвели одному из сильнейших московских мозаичистов Максиму Козлову. Выпускник Строгановки, он и раньше работал для метро — делал оформление станций «Ольховая» и «Беломорская». Ему также принадлежат декоративные панно в кинотеатре «Художественный». Но в «Нагатинском затоне» он превзошел самого себя. Всего он сделал 12 рыб, самая большая имеет 14 м в длину и 3,6 м в ширину.

Станция БКЛ «Нагатинский затон». Фото: Mos.ru
Станция БКЛ «Нагатинский затон».
Фото: Mos.ru

Тонкость состоит в том, что это не римская мозаика из аккуратных кубиков смальты или камня, и не флорентийская мозаика, напоминающая инкрустацию «шов в шов». Максим Козлов называет работу мозаикой архитектурной: она сложена из стекла, камня, ракушек, причем зазоры между частями разные, и при близком рассмотрении напоминает абстракцию, зато на расстоянии хаос складывается во вполне правильный рисунок. По словам автора мозаики, работа заняла четыре года. Утверждение рисунков шло на уровне мэра Москвы. И если бы не лоббирование Сергея Кузнецова, неизвестно, рискнули бы власти воплотить такой экстравагантный проект.

Главное — нарратив

Станция метро «Сокольники» должна была называться «Стромынкой» и оформляться по проекту MAParchitects в духе «техногенного леса», по результатам архитектурного конкурса 2016–2017 годов. Но руководство Метростроя, отмечавшего в 2021 году 90-летие, в последний момент решило посвятить станцию своей славной истории, ведь именно в Сокольниках началось строительство московского метро. Проект в итоге разработал «Метрогипротранс» во главе с Николаем Шумаковым и Александром Орловым. За декор отвечали скульптор Александр Рукавишников и художник Алексей Душкин.

Станция БКЛ «Сокольники». Фото: Алексей Душкин
Станция БКЛ «Сокольники».
Фото: Алексей Душкин

Алексей Душкин — внук и тезка гениального архитектора Душкина, автора «Детского мира» и станций метро «Маяковская» и «Кропоткинская». Более того, он внук Александра Лактионова («Письмо с фронта»). Участие в проекте стало для него событием глубоко личным. Он погрузился во все архивы, какие только мог отыскать, и сделал тонкий микс архивных фотографий, авангардных шрифтов, современной живописи, современных цветовых комбинаций. Он обрабатывал рисунки Александра Рукавишникова так, чтобы они выглядели как из семейного альбома. Перед нами сложная современная стилизация под эпоху. Даже к существовавшим лозунгам типа «Даешь метро!» Алексей добавил собственный — «Нам нужно метро!». Во многом его трудами Метрострой получил станцию-мемориал.

Сам Алексей Душкин рассказывает: «Общая площадь декора на станции „Сокольники“ БКЛ составила 3 тыс. кв. м. По сути, это одно большое произведение современного искусства, там нет ни одной случайной детали, да и ничего советского там нет. Это, скорее, наша реакция на эстетику 1930-х годов. Или даже сложнее: мы смоделировали ситуацию, как могло бы выглядеть метро, останься послереволюционный авангард в силе к концу 1930-х».

Какой из подходов — конкурсный или внеконкурсный — приносит лучшие результаты, оценят следующие поколения. Посмотрим, как станции будут стареть. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+