Дубай сегодня — это не только финансовый и торговый центр Объединенных Арабских Эмиратов, но и новый плавильный котел, новый Вавилон, куда съезжаются предприниматели, крипто- и NFT-энтузиасты всех мастей, мультимедийные художники и креативные агентства, не говоря уже о туристах. Город на 85% состоит из экспатов, и это заметно по тому, сколько языков можно услышать на улице. Русской речи за последнее время стало заметно больше. Прежде всего город славится своими ультрароскошными гостиницами, гигантскими шопинг-моллами, ресторанами, да и в целом имиджем потребительского рая. Для культурных путешественников ОАЭ не приоритетное направление, хотя здесь есть что посмотреть, если не ограничиваться одним Дубаем, а съездить в соседние эмираты Абу-Даби и Шарджа.
Дубай как поселение возник в начале XIX века. Здесь жило чуть больше 1 тыс. человек, большинство которых занимались ловлей жемчуга (судя по историческим хроникам, жемчуг здесь добывали еще в XVI веке и продавали венецианским купцам). Удачное расположение позволило эмирату вести международную торговлю, так что к началу ХХ века Дубай стал одним из важнейших портов Персидского залива, а население его составляло уже более 10 тыс. Добыча и экспорт жемчуга процветали до 1930-х годов, пока в Японии не научились выращивать жемчуг искусственно. Последовала долгая рецессия, потом в конце 1960-х здесь нашли нефть и начали развивать туризм.
Увидеть, как Дубай выглядел до того, как здесь стали вырастать небоскребы, можно в историческом районе Аль-Фахиди (или Аль-Бастакия). Самое старое здание здесь — одноименный форт, построенный в 1787 году как укрепленная резиденция монарха, позже использовавшийся как арсенал и тюрьма. В 1971 году, в год основания государства ОАЭ, в здании форта открыли музей Дубая. Сейчас он закрыт на реконструкцию, но можно зайти внутрь крепостных стен и вдохнуть редкую здесь пыль истории.
Недалеко от форта находится дом шейха Саида аль Мактума, построенный в 1896 году и с тех пор неоднократно подвергавшийся реновациям. Тут родился нынешний правитель Дубая, вице-президент и премьер-министр ОАЭ шейх Мухаммед ибн Рашид аль Мактум. По дому можно бродить из комнаты в комнату, разглядывать предметы быта и интерьера, выходить во внутренние дворики или подняться на террасу, откуда открывается красивый вид на канал Дубай-Крик.
В Аль-Фахиди сохранились (хотя многое построено заново) здания в традиционном арабском стиле, для строительства которых использовали песчаник, гипс, тик, сандаловую и пальмовую древесину. Характерный элемент этих домов — ветряные башни (barjeel), сконструированные так, чтобы ветер попадал в помещение и охлаждал его. Для дубайского климата, где летом температура может достигать 50 градусов по Цельсию, это изобретение необходимое, и даже сегодня архитекторы используют барджили. Например, в одном из иконических дубайских отелей Madinat Jumeirah в традиционном арабском стиле — ветряные башни там используются для охлаждения наряду с современными кондиционерами. В одном из таких традиционных домов находится первая в Дубае галерея современного искусства Majlis, которую в 1989 году открыла британка Элисон Коллинc. Галерея интересна в качестве примера того, как экспаты, приехав в Дубай на пару лет, задерживаются тут на десятилетия, а их дело становится частью местного культурного ландшафта.
Нагулявшись по историческому центру, нужно дойти до набережной Крик и причала с деревянными лодками «абрами», которые курсируют по каналу между Аль-Фахиди и Дейрой, другой старой частью Дубая. Поездка на абре — лучшее вложение 1 дирхама и самое дешевое классное развлечение в Дубае. Лучше всего оказаться здесь на закате и во время поездки любоваться видом на город с силуэтами барджилей, минаретов на фоне небоскребов.
Оказавшись в Дейре, вы попадете в круговорот непрекращающейся торговли всем на свете. В одном квартале продают только арабскую парфюмерию, в другом — только специи, в третьем — только лампы. Главным центром притяжения туристов является Золотой рынок (Gold Souk), где от количества золота и драгоценных камней может заболеть голова, но увидеть это определенно стоит. Гуляя по одной из центральных улиц района — Аль-Ригга, можно увидеть, каким Дубай был в 1970–1980-х и какой он уютный и «человечный».
Основная деловая и светская жизнь современного Дубая XXI века происходит в Даунтауне и Финансовом центре (DIFC). Здесь сосредоточены офисы и штаб-квартиры международных компаний, здесь высится 828-метровая спица небоскреба Бурж-Халифа, а у его подножия раскинулись гигантский Dubai Mall с аквариумом и танцующими фонтанами и концертный зал Dubai Opera. Именно в DIFC открыли представительства аукционные дома Sotheby’s и Christie’s и регулярно проводят предаукционные выставки. Здесь же с осени 2022 года осваивает свое дубайское пространство международная галерея Perrotin. Новый знаковый символ города — Музей будущего, открытый во время Экспо-2020. Внутри семь этажей с футуристичным дизайном и образовательно-развлекательными экспозициями. Будущее полно неизвестности, и эта мысль метафорически обыграна пустотой в центре здания в форме тора.
Есть в Дубае и музей современного искусства. Попасть в него можно, всего лишь оторвавшись ненадолго от чтения этой статьи, потому что в «городе будущего» и институциональный музей инновационный. В 2021 году правительство Дубая и местный департамент культуры (Dubai Culture & Arts Authority) запустили виртуальный музей The Dubai Collection, экспозицию которого составляют свыше 700 работ художников региона — от «модернистов Персидского залива» до молодых эмиратских авторов. Все они — из коллекций более 50 частных и корпоративных патронов музея, которые предоставляют ему право на демонстрацию произведений онлайн, оставляя оригиналы у себя (и иногда выдавая их на выставки).
Ехать в Дубай для знакомства с современным искусством лучше в начале марта, когда в городе проходит ярмарка Art Dubai, которая специализируется на показе художников Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии и в целом «глобального Юга». То, что на Art Basel или Frieze представлено примерно 5% содержания и подано как экзотика, на Art Dubai — основной контент, за которым сюда и едут коллекционеры. На ярмарке есть секция Bawwaba, что по-арабски означает «ворота» или «портал», полностью посвященная новым работам молодых художников «глобального Юга». Арт-сезон в Дубае начинается с конца октября и сворачивается с завершением ярмарки. В остальные месяцы здесь слишком жарко — не только для походов по галереям, но и просто для выхода из кондиционированного помещения.
В индустриальном районе Аль-Куз находится «дубайский „Винзавод“» — модный квартал с галереями современного искусства, дизайнерскими шоурумами и кафе. Из его галерей-резидентов стоит обратить внимание на Carbon 12, Grey Noise, Lawrie Shabibi, Leila Heller, Third Line. Недавно свое пространство здесь открыл Гари Татинцян. Арт-джентрификация района Аль-Куз продолжается и за пределами Альсеркаль-авеню: в двух шагах от него находятся галерея NIKA Project Space (открытая галеристкой из Санкт-Петербурга) и галерея с магазином винила Efie (ее владельцы — семья из Ганы).
Частный центр современного искусства Jameel — образцово-показательное арт-пространство и независимая институция, которая, помимо выставок, проводит образовательные программы по изучению художественных практик Ближнего Востока и близлежащих регионов, опен-коллы для художников и кураторов, занимается поддержкой культурного сообщества и детским арт-просвещением. Посетить Jameel стоит как минимум ради того, чтобы увидеть, как тонко продуманная архитектура и ландшафтный дизайн усиливают впечатление от похода в музей.
Здание Лувра — Абу-Даби на острове Саадият по проекту Жана Нувеля — безусловная архитектурная достопримечательность ОАЭ. Под ажурным серебристым куполом (который весит как Эйфелева башня) выставлено около 300 шедевров, арендованных в парижских музеях, а также показываются временные выставки в диапазоне от импрессионистов до феномена болливудского кино. После выставок можно отправиться на прогулку на каяках вокруг здания и рассмотреть его со всех сторон. К 2025 году в Абу-Даби планируют закончить еще один мегамузей — Гуггенхайм по проекту Фрэнка Гери.
Главная культурная институция в эмирате Шарджа располагается в старой части города и с момента основания в 2009 году занимается продвижением визуального, перформативного, театрального и музыкального искусства. Сюда привозили выставки Джона Акомфра, Уильяма Кентриджа, Яёи Кусамы, здесь устраивали спектакль-променад Remote немецкой группы Rimini Protokol. Это также главная площадка Биеннале современного искусства в Шардже, которая в 2023 году проходит под названием «Историческое мышление в настоящем» (его предложил Оквуи Энвезор, куратор 15-го выпуска биеннале).