18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Павильон «Космос» как предчувствие, послевкусие и просто архитектурное сооружение

Скульптурная группа «Шествие советских людей к коммунизму» в купольном зале павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства». 1954. Фото: Фотофонд ВДНХ
Скульптурная группа «Шествие советских людей к коммунизму» в купольном зале павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства». 1954.
Фото: Фотофонд ВДНХ
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Издательство «Бослен» выпустило иллюстрированный альбом, в котором история одного павильона на ВДНХ аллегорически отражает многолетнюю историю целой страны. Иллюстрации здесь в основном раритетные, а сведения — почти исчерпывающие

Несколько лет назад Павел Нефедов, знаток истории ВДНХ и куратор здешнего музея, в соавторстве с Александром Зиновьевым опубликовал «Путеводитель по ВДНХ», напоминающий скорее энциклопедию, чем популярный справочник. А его новая книга сосредоточена уже на отдельном здании всесоюзной выставки — на самом крупном ее павильоне, символически замыкающем главную аллею, — «Космосе» (ранее «Механизация» и «Машиностроение»).

Павел Нефедов. «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ». М.: Бослен, 2022. 240 с.
Павел Нефедов. «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ». М.: Бослен, 2022. 240 с.

И здесь читатель тоже узнает по теме книги буквально все, причем в сопровождении редчайших архивных фотографий и чертежей. Рассказ о павильоне и его функционировании на протяжении десятилетий смыкается с историей и экономикой двух стран, в которых он существовал, превращаясь в их иллюстрацию, а при хорошей фантазии читателя — даже в притчу.

Автор начинает свое повествование с рассказа о Всемирных выставках XIX — начала ХХ века и их индустриальной архитектуре, наследником которой стал павильон. Мы наблюдаем, как в 1938–1939 годах, едва успевая к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, из ажурных металлических конструкций возводится павильон — сквозной тоннель из железных ферм в виде весьма сложных по формуле парабол, придуманных Иваном Тарановым, Виктором Андреевым и Надеждой Быковой.

Фронтальный пролет павильона «Механизация». 1940. Фото: Фотофонд ВДНХ
Фронтальный пролет павильона «Механизация». 1940.
Фото: Фотофонд ВДНХ

Мы можем представить его лишь по фотографиям. В 1950-е годы новый этап: неудобный продуваемый эллинг пытаются снести, но в итоге обстраивают фасадами, защитившими его от непогоды, а также возводят величественный купол. История строительства и реконструкций оказывается увлекательнейшим производственным романом.

Панорама площади промышленности. 1962. Фото: Фотофонд ВДНХ
Панорама площади промышленности. 1962.
Фото: Фотофонд ВДНХ

В 1960-е — новая эпоха: павильон переименовывают в «Космос», вместо Сталина ставят ракету «Восток», а трактора в экспозиции сменяются спутниками. Затем упадок 1990-х, когда научно-техническая экспозиция растащена, а в павильоне торгуют саженцами. «Таким образом, содержание павильона совершило полный круг: от механизации и электрификации сельского хозяйства до космических исследований и обратно к земледелию. Причем к его самой примитивной форме — единоличному приусадебному хозяйству», — пишет автор.

Космический корабль «Восток» в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ. 1965. Фото: Главархов Москвы
Космический корабль «Восток» в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ. 1965.
Фото: Главархов Москвы

И наконец, глава о реставрации здания и воскрешении научной экспозиции силами «Роскосмоса» в 2018 году. Эта часть вышла самой сухой и безоценочной — что неизбежно, ведь она разворачивается в наше время.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+