18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Таинственная «Гроза» и загадочные «Три философа»

Джорджоне. «Гроза». Около 1504–1509. Фрагмент. Галерея Академии, Венеция. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Джорджоне. «Гроза». Около 1504–1509. Фрагмент. Галерея Академии, Венеция.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В книге, посвященной двум картинам Джорджоне, искусствовед Сальваторе Сеттис рассказывает об истории их восприятия и предлагает собственное истолкование сюжетов. Интрига в результате не исчезла, но многое стало понятнее

Впервые книга Сальваторе Сеттиса «„Гроза“ Джорджоне и ее толкование. Художник, заказчики, сюжет» была издана 45 лет назад, впоследствии не раз переиздавалась, но на русский язык ее перевели только что. За прошедшие десятилетия Сеттис к своему анализу двух шедевров ренессансной живописи — «Трем философам» и «Грозе» — ничего существенного не добавил, в собственных выводах не усомнился, что следует из его предисловия к русскому изданию. Хотя о сюжете этих картин Джорджоне (1477/1478 — 1510) до сих пор спорят, предлагая десятки версий того, кто именно на них изображен.

Сальваторе Сеттис. «Гроза» Джорджоне и ее толкование: Художник, заказчики, сюжет» / Пер. с ит. И. Зверевой; послесловие М. Лопуховой. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 224 с., ил. (Серия Studi italiani).
Сальваторе Сеттис. «Гроза» Джорджоне и ее толкование: Художник, заказчики, сюжет» / Пер. с ит. И. Зверевой; послесловие М. Лопуховой. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 224 с., ил. (Серия Studi italiani).

В послесловии к изданию Мария Лопухова пишет, что книга Сеттиса «не только не поставила точку в размышлениях исследователей о „Грозе“ Джорджоне, но и почти не повлияла на их дальнейший вектор». Тем не менее желание ее перевести вполне понятно: книга — кладезь различных сведений об истории интерпретаций двух картин, о произведениях искусства, созданных в то же время, и об интеллектуальной жизни венецианской элиты начала ХVI века.

Джентиле Беллини. «Чудо Святого Креста на мосту Сан-Лоренцо». 1500. Галерея Академии, Венеция. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Джентиле Беллини. «Чудо Святого Креста на мосту Сан-Лоренцо». 1500. Галерея Академии, Венеция.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

Читать труд Сеттиса нелегко: в нем приводится такое количество исторических подробностей, что трудно в них не увязнуть. Именной указатель здесь занимает дюжину страниц, и все отмеченные в нем люди представлены в тексте весьма обстоятельно. Но о самом Джорджоне сказано относительно немного — отчасти потому, что достоверных сведений о нем сохранилось мало. И похоже, Сеттиса интересует не столько художник, сколько его картины и их многочисленные интерпретаторы.

Джорджоне. «Спящая Венера». 1508–1510. Галерея старых мастеров, Дрезден. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Джорджоне. «Спящая Венера». 1508–1510. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

В книге они подробно перечислены, начиная с Марк­антонио Микеля, впервые упомянувшего о «Грозе» в 1530 году и посчитавшего, что на картине изображены цыганка и солдат, и заканчивая итальянским женским журналом 1976 года, где тоже толковали «Грозу». Но в основном, разумеется, Сеттис опровергает серьезных исследователей, хотя и они иногда приходят к неожиданным выводам. Например, Маурицио Кальвези посчитал, что на картине «Гроза» изображены маленький Моисей и нашедшая его дочь фараона Бифья. «Однако и Джорджоне, — добавляет Кальвези, — мог быть евреем, исповедовавшим католичество или обращенным в него. Этот факт объяснил бы нечастые официальные заказы». Кроме того, «музыкальная деятельность Джорджоне также могла бы быть признаком его еврейства».

Тициан (мастерская). «Амур». Частичное повторение картины Джорджоне «Спящая Венера». Около 1530. Картинная галерея Академии изобразительных искусств, Вена. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Тициан (мастерская). «Амур». Частичное повторение картины Джорджоне «Спящая Венера». Около 1530. Картинная галерея Академии изобразительных искусств, Вена.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

Трудность в опознании персонажей побудила многих исследователей считать, что в «Грозе» и нет никакого сюжета, основанного на Библии, греческих мифах или каком-либо литературном произведении. Сеттис же уверяет, основываясь на схожих изображениях, что на картине ребенка кормит грудью Ева, в стороне от нее стоит Адам, а Бог-творец сверкает над ними молнией. В «Трех философах» исследователи видели то Авраама с египтянами, то Марка Аврелия с учеными, то Пифагора, Птолемея и Архимеда — или еще визуализацию трех возрастов человека. Но Сеттис уверен: это волхвы.

Книга выстроена автором как детектив: после перечисления и развенчания ошибочных, с его точки зрения, версий дается единственно верная. И она, что важно, учитывает личность заказчика, вместе с художником разрабатывавшего сюжет картины, бывшего ее идеологом. Так что о Габриэле Вендрамине, владельце «Грозы», и Таддео Контарини, в чьей коллекции находились «Три философа», в труде Сеттиса рассказано подробно, как и о других венецианских коллекционерах, меценатах, гуманистах, поклонниках наук и искусства. Картины были для этих людей не только усладой для глаз, но и поводом к размышлениям и изысканной интеллектуальной беседе в узком кругу. «„Скрытый сюжет“ по своей природе адресован немногим: заказчик не хотел, чтобы его понимание было доступно каждому», — уверен исследователь.

Джорджоне. «Три философа». 1505–1509.  Музей истории искусств, Вена. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Джорджоне. «Три философа». 1505–1509. Музей истории искусств, Вена.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

Джорджоне поставленную заказчиками задачу выполнил настолько блестяще, что два его шедевра не перестают обсуждать уже пять веков. «„Три философа“ — это не столько волхвы из Евангелия и средневековых источников, сколько участники спора об астрологии вместе с Фичино, Пико и Помпонацци. Адам из „Грозы“ — это не вполне Адам, поскольку он одет в современные одежды; или же это Адам настолько, насколько им является каждый из нас», — пишет Сеттис в конце книги. И сколь бы ни были спорны некоторые его утверждения и убедительны другие, его труд остается исключительно ценным — еще и потому, что роднит читателя с венецианцами прошлого, так же заинтригованными содержанием картин Джорджоне, как и мы сейчас.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+