18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Таинственная «Гроза» и загадочные «Три философа»

Джорджоне. «Гроза». Около 1504–1509. Фрагмент. Галерея Академии, Венеция. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Джорджоне. «Гроза». Около 1504–1509. Фрагмент. Галерея Академии, Венеция.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В книге, посвященной двум картинам Джорджоне, искусствовед Сальваторе Сеттис рассказывает об истории их восприятия и предлагает собственное истолкование сюжетов. Интрига в результате не исчезла, но многое стало понятнее

Впервые книга Сальваторе Сеттиса «„Гроза“ Джорджоне и ее толкование. Художник, заказчики, сюжет» была издана 45 лет назад, впоследствии не раз переиздавалась, но на русский язык ее перевели только что. За прошедшие десятилетия Сеттис к своему анализу двух шедевров ренессансной живописи — «Трем философам» и «Грозе» — ничего существенного не добавил, в собственных выводах не усомнился, что следует из его предисловия к русскому изданию. Хотя о сюжете этих картин Джорджоне (1477/1478 — 1510) до сих пор спорят, предлагая десятки версий того, кто именно на них изображен.

Сальваторе Сеттис. «Гроза» Джорджоне и ее толкование: Художник, заказчики, сюжет» / Пер. с ит. И. Зверевой; послесловие М. Лопуховой. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 224 с., ил. (Серия Studi italiani).
Сальваторе Сеттис. «Гроза» Джорджоне и ее толкование: Художник, заказчики, сюжет» / Пер. с ит. И. Зверевой; послесловие М. Лопуховой. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 224 с., ил. (Серия Studi italiani).

В послесловии к изданию Мария Лопухова пишет, что книга Сеттиса «не только не поставила точку в размышлениях исследователей о „Грозе“ Джорджоне, но и почти не повлияла на их дальнейший вектор». Тем не менее желание ее перевести вполне понятно: книга — кладезь различных сведений об истории интерпретаций двух картин, о произведениях искусства, созданных в то же время, и об интеллектуальной жизни венецианской элиты начала ХVI века.

Джентиле Беллини. «Чудо Святого Креста на мосту Сан-Лоренцо». 1500. Галерея Академии, Венеция. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Джентиле Беллини. «Чудо Святого Креста на мосту Сан-Лоренцо». 1500. Галерея Академии, Венеция.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

Читать труд Сеттиса нелегко: в нем приводится такое количество исторических подробностей, что трудно в них не увязнуть. Именной указатель здесь занимает дюжину страниц, и все отмеченные в нем люди представлены в тексте весьма обстоятельно. Но о самом Джорджоне сказано относительно немного — отчасти потому, что достоверных сведений о нем сохранилось мало. И похоже, Сеттиса интересует не столько художник, сколько его картины и их многочисленные интерпретаторы.

Джорджоне. «Спящая Венера». 1508–1510. Галерея старых мастеров, Дрезден. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Джорджоне. «Спящая Венера». 1508–1510. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

В книге они подробно перечислены, начиная с Марк­антонио Микеля, впервые упомянувшего о «Грозе» в 1530 году и посчитавшего, что на картине изображены цыганка и солдат, и заканчивая итальянским женским журналом 1976 года, где тоже толковали «Грозу». Но в основном, разумеется, Сеттис опровергает серьезных исследователей, хотя и они иногда приходят к неожиданным выводам. Например, Маурицио Кальвези посчитал, что на картине «Гроза» изображены маленький Моисей и нашедшая его дочь фараона Бифья. «Однако и Джорджоне, — добавляет Кальвези, — мог быть евреем, исповедовавшим католичество или обращенным в него. Этот факт объяснил бы нечастые официальные заказы». Кроме того, «музыкальная деятельность Джорджоне также могла бы быть признаком его еврейства».

Тициан (мастерская). «Амур». Частичное повторение картины Джорджоне «Спящая Венера». Около 1530. Картинная галерея Академии изобразительных искусств, Вена. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Тициан (мастерская). «Амур». Частичное повторение картины Джорджоне «Спящая Венера». Около 1530. Картинная галерея Академии изобразительных искусств, Вена.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

Трудность в опознании персонажей побудила многих исследователей считать, что в «Грозе» и нет никакого сюжета, основанного на Библии, греческих мифах или каком-либо литературном произведении. Сеттис же уверяет, основываясь на схожих изображениях, что на картине ребенка кормит грудью Ева, в стороне от нее стоит Адам, а Бог-творец сверкает над ними молнией. В «Трех философах» исследователи видели то Авраама с египтянами, то Марка Аврелия с учеными, то Пифагора, Птолемея и Архимеда — или еще визуализацию трех возрастов человека. Но Сеттис уверен: это волхвы.

Книга выстроена автором как детектив: после перечисления и развенчания ошибочных, с его точки зрения, версий дается единственно верная. И она, что важно, учитывает личность заказчика, вместе с художником разрабатывавшего сюжет картины, бывшего ее идеологом. Так что о Габриэле Вендрамине, владельце «Грозы», и Таддео Контарини, в чьей коллекции находились «Три философа», в труде Сеттиса рассказано подробно, как и о других венецианских коллекционерах, меценатах, гуманистах, поклонниках наук и искусства. Картины были для этих людей не только усладой для глаз, но и поводом к размышлениям и изысканной интеллектуальной беседе в узком кругу. «„Скрытый сюжет“ по своей природе адресован немногим: заказчик не хотел, чтобы его понимание было доступно каждому», — уверен исследователь.

Джорджоне. «Три философа». 1505–1509.  Музей истории искусств, Вена. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Джорджоне. «Три философа». 1505–1509. Музей истории искусств, Вена.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

Джорджоне поставленную заказчиками задачу выполнил настолько блестяще, что два его шедевра не перестают обсуждать уже пять веков. «„Три философа“ — это не столько волхвы из Евангелия и средневековых источников, сколько участники спора об астрологии вместе с Фичино, Пико и Помпонацци. Адам из „Грозы“ — это не вполне Адам, поскольку он одет в современные одежды; или же это Адам настолько, насколько им является каждый из нас», — пишет Сеттис в конце книги. И сколь бы ни были спорны некоторые его утверждения и убедительны другие, его труд остается исключительно ценным — еще и потому, что роднит читателя с венецианцами прошлого, так же заинтригованными содержанием картин Джорджоне, как и мы сейчас.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+