Выставка «После импрессионизма» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет диалог русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления модернизма и авангарда.
Экспозиция включает работы таких художников, как Винсент ван Гог, Поль Гоген, Клод Моне, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, Жорж Сёра, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Валентин Серов и другие. Она подготовлена в партнерстве с Третьяковской галереей и при участии Эрмитажа и Русского музея. Произведения русских и зарубежных художников на выставку предоставили также музеи Архангельска, Нижнего Новгорода, Омска, Рязани, Самары, Серпухова, Смоленска, Тулы и многих других городов России.
Концепция восходит к 2019 году, когда появилась идея подготовить выставочный проект совместно с лондонской Национальной галереей, посвященный развитию искусства в Европе на рубеже XIX–ХХ веков начиная с 1886 года, когда состоялась последняя выставка импрессионистов в Париже, и примерно до 1914 года, когда Первая мировая война прервала международный культурный обмен.
Прославляя Париж как интернациональную художественную столицу, выставка «После импрессионизма. Изобретение современного искусства» была призвана представить важный вклад в формирование модернизма и других художественных центров: Барселоны, Берлина, Брюсселя, Вены, Москвы. В 2022 году участие России в этом международном проекте стало невозможным, и 25 марта выставка открылась в Лондоне без российского представительства.
В Пушкинском музее приняли решение модифицировать замысел, сохранив первоначальное название «После импрессионизма», но скорректировать проблематику, о которой теперь говорит подзаголовок «Русская живопись в диалоге с новым искусством Запада», раскрывающий идею выставки. Собственный проект ГМИИ имени Пушкина, кураторскую группу которого возглавляет заместитель директора по научной работе Илья Доронченков, предлагает новый взгляд на историю русского искусства и рассказывает о том, как русские художники, знакомясь с искусством Франции, перешли от подражания к свободному творческому мышлению, которое в итоге привело к завоеваниям отечественного авангарда.
На трех этажах Галереи искусства стран Европы и Америки, в залах, где в хронологической последовательности разворачивается история европейской — в первую очередь французской — живописи, в постоянную экспозицию осуществлены весьма внушительные интервенции русского искусства.
Это произведения отечественных художников, либо связанные с их западным опытом, либо явившиеся результатом их диалога с новыми художественными явлениями Запада. В отличие от лондонской экспозиции, хронологические рамки московской выставки расширены за счет предыстории: в зале 1860-х годов бок о бок с работами Камиля Коро, Шарля-Франсуа Добиньи и «барбизонцев» представлены картины Василия Перова, который провел в Париже около полутора лет в качестве пенсионера Академии художеств и написал серию сцен уличной жизни.
В этом же разделе можно обнаружить произведения Ильи Репина и некоторых других русских художников, которые в очень важный период своего становления жили в Париже и, разумеется, видели произведения их французских современников. Далее следует рассказ о том, как живопись импрессионизма своеобразно и неоднозначно прививается на русской почве. Зал за залом разворачивается этот диалог между Валентином Серовым и Жюлем Бастьен-Лепажем, Виктором Борисовым-Мусатовым и Пьером Пюви де Шаванном, между русскими и европейскими пленэристами, произведениями французских пуантилистов и ранними опытами Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Роберта Фалька
Главным же сюжетом стал диалог русского авангарда с европейским модернизмом, в первую очередь с французским искусством. Ключевую роль в этом процессе сыграли визионерские коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, а также усилия и проекты Сергея Дягилева, направленные на преодоление изоляционизма и провинциальности русской живописи, превращение русского искусства в искусство международное.
Один из ярких примеров такого диалога — своеобразная интерпретация творчества Пабло Пикассо в нашей стране, не имеющая аналогов в других культурах. Русские писатели и философы воспринимали его произведения как символ тотальной катастрофы культуры. Также интересно, как выстраивался диалог русских художников с кубизмом; такие авангардисты, как Владимир Татлин и Ольга Розанова, сделали радикальные выводы из этого искусства и преобразовали его в своем творчестве.
Концентрация именно на французской живописи в экспозиции не только обусловлена особенностями отечественных музейных собраний, но и закономерна, поскольку современная живопись, как мы ее понимаем, основана на французских традициях. Однако на выставке представлены не только французские художники, но и другие европейские мастера.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«После импрессионизма»
До 20 августа