18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Свежая зелень: жизнь растений в молодом российском искусстве

Анастасия Цайдер. Из проекта Arcadia. 2023. Фото: Архив художника
Анастасия Цайдер. Из проекта Arcadia. 2023.
Фото: Архив художника
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Многие молодые российские художники обращаются в своем творчестве к растительному миру — как в рамках экологической повестки, так и в поисках вдохновения и разнообразных метафор

В московском Фонде культуры «Екатерина» недавно состоялась выставка Анастасии Цайдер (р. 1983) Arcadia. Это проект, который художница уже показывала отдельными частями на групповых выставках, в 2021 году выпустила одноименную книгу в рижском издательстве «Орбита», а в этот раз наконец-то представила полностью. Мечта о земном рае, так и не осуществленном советском плане создания «городов-садов» в чудесной стране, лучше которой не найдешь (как пели в финале ее существования), у Цайдер превращается в рассказ о постсоциалистической действительности с заросшими руинами и утонувшими в зелени типовыми панельными многоэтажками. Проект основан на фотографиях, снятых как в российских городах, в диапазоне от Апатитов до Сочи и от Курска до Владивостока, так и в столицах ближнего зарубежья вроде Бишкека, Риги и Ташкента. Структурно однотипные фотографии — архитектурные осколки прошлого во всепобеждающей флоре — были равномерно развешаны по стенам. В одном из залов была сооружена инсталляция из лайтбоксов (с теми же изображениями) и бетонных блоков с чем-то вроде капителей, в другом показывали видео с пиротехническим фонтаном на фоне зарослей.

Таисия Короткова. Из проекта «Темный лес». 2021. Фото: Архив художника
Таисия Короткова. Из проекта «Темный лес». 2021.
Фото: Архив художника

Если у Цайдер растительность слипается в неразличимое зеленое море, затопляющее руины социалистического мира, и воспринимается как нечто возвышенное, неуправляемая стихия, то Таисия Короткова (р. 1980) на выставке «Темный лес» (2021) в Новой Третьяковке с теми же исходными мотивами (постсоветское и растения) представила совсем иную картину мира. Художница выбрала из всего наследия СССР очень конкретные объекты — постройки, созданные под военные нужды: радиолокационные станции, базы подводных лодок, шахты межконтинентальных ракет, опытные башни на полигонах и прочее. Все сооружения вполне реальны, многие до сих пор действуют или ожили с недавнего времени. Они обрамлены тем, что с первого взгляда кажется неким вспомогательным орнаментом, рамками из трав, кустов и деревьев. Однако вся растительность детально отрисована и конкретизирована: корректно указаны названия, описаны полезные свойства и области произрастания. На работах художницы можно обнаружить как общераспространенные виды вроде плакучей ивы и чернобыльника, так и не самые очевидные деревья карельского скального массива Воттоваара и тирлич-траву. В проекте Коротковой флора не поглощает военные объекты, но парадоксальным образом, за счет соблюдения точной ботанической таксономии, словно перекодирует их и выводит за утилитарные рамки, превращая в магические локации из сказки.

Алина Бровина. Из проекта Palus florens. 2019. Фото: Архив художника
Алина Бровина. Из проекта Palus florens. 2019.
Фото: Архив художника

Начинавшая как театральный сценограф Алина Бровина (р. 1987) дебютировала в изобразительном искусстве в 2019 году с проектом Palus florens на площадке «Старт» в Центре современного искусства «Винзавод». На той выставке она соорудила клумбу из искусственных цветов, слепленных ею из пластилина поверх каркаса из проволоки. В 2021-м в парке Дома творчества «Переделкино» прошла выставка «Направо — белый лес», где Бровина расположила в разломах древесной коры розовые и белые керамические объекты, имитирующие растительные организмы или грибы. По этим проектам видно, как развивается мысль художницы: вначале ее интересует упорядоченная человеком флора, но позже она переходит к гипотетическому рассмотрению жизни, появившейся вопреки людской воле и вторгающейся в обжитое пространство.

Алина Бровина. Из проекта «Направо — белый лес». 2021. Фото: Архив художника
Алина Бровина. Из проекта «Направо — белый лес». 2021.
Фото: Архив художника

Вообще, Бровина говорит, что в творчестве ее волнуют, тесно переплетаясь, три темы: память, телесное и растительное. Последнее попало в круг интересов художницы, поскольку ее отец работал агрономом, специализировался на земледелии в Нижнем Поволжье. Каждое лето в детстве она проводила в деревне (ее предки — крестьяне).

Как и у Бровиной, многие объекты Саши Нестёркиной (р. 1990) имитируют живые организмы. Правда, она, наоборот, собирает из частей растений (например, сухих оголенных коряг) представителей животного царства. Подобные работы можно было встретить на ее недавней персональной выставке Weltschmerz, которая прошла в галерее «Триумф» в 2022 году.

Саша Нестёркина. Из проекта Weltschmerz. 2022. Фото: Архив художника
Саша Нестёркина. Из проекта Weltschmerz. 2022.
Фото: Архив художника

Ныне не существующий коллектив «Лаборатория городской фауны», несмотря на название, много внимания уделил флоре. Так, его участника Алексея Булдакова (р. 1980) завораживали борщевик и геометрические формы, обнаруживаемые в его строении, а также стремительное и с трудом сдерживаемое распространение этого выведенного человеком экспансивного вида, который вытесняет практически все живое на своем пути. Анастасия Потемкина (р. 1984), другая участница коллектива, неоднократно работала с идеей реабилитации сорняков и других растений с подпорченной репутацией. Например, в рамках перформанса Bad Seed Renaissance (2016) в «Триумфе» она кормила посетителей галереи салатами, среди ингредиентов которого были богато представлены травы-изгои. «Угнетенная рудеральная флора» (сорняки, растущие на помойках), по выражению художницы, требовала не просто освобождения, как и любое другое меньшинство, но настоящей революции, переворачивания основ.

Василий Кононов-Гредин. Из проекта «Семь язв семи ангелов». 2022. Фото: Архив художника
Василий Кононов-Гредин. Из проекта «Семь язв семи ангелов». 2022.
Фото: Архив художника

Василий Кононов-Гредин (р. 1990), чья магистральная художественная линия связана с идеей тщетности бытия, открыл в 2022 году выставку «Семь язв семи ангелов» в пространстве AРT4 в Москве. Ключевым элементом проекта послужил архив найденных фотографий, рассказывающих о насыщенной деревенской жизни, следы которой, судя по всему, скрыты бурьяном среди заброшенных домов. Одной из работ той выставки была инсталляция, где на нескольких уровнях, в прессованном грунте, на который были нанесены изображения с тех же снимков, выращивалась микрозелень. Ею могли полакомиться посетители выставки. Кононов-Гредин, известный глубоким интересом к религиозной символике и ритуалистике, буквально предлагал причаститься прошлым, причем с помощью субстанции, которая сопровождала человечество, если верить Библии, еще в раю, — растений.

Музей Вадима Сидура на востоке Москвы знаменит сложной архитектурой и тем, что на первом этаже под ним располагается аптека. Но раньше на ее месте работал цветочный магазин. Именно этой странице истории посвятила свою выставку в музее художница Екатерина Юшкевич (р. 1987). Проект «Цветочный» (2021), созданный при участии Егора Цветкова (р. 1995), строился как историко-документальная инсталляция с видеоинтервью, историческими хрониками, таймлайном и статистической инфографикой. И конечно же, на выставке нашлось место живым цветам, регулярно приобретавшимся в соответствующих торговых точках районов Перово и Новогиреево.

Илья Долгов. Из проекта «Пылающий архипелаг». 2019. Фото: Архив художника
Илья Долгов. Из проекта «Пылающий архипелаг». 2019.
Фото: Архив художника

Двумя годами ранее на той же площадке прошла выставка «Пылающий архипелаг» Ильи Долгова (р. 1984), который на протяжении последнего десятилетия делал проекты практически исключительно с растениями или про растения. Благодаря интенсивному строительству в районе Кронштадта, где художник прожил длительное время, на бывшем участке дна, ставшем теперь сушей, возникла неожиданная экосистема, включающая в том числе деревья. Долгов привез часть тамошней почвы в Музей Сидура, где стал выращивать саженцы облепихи, которые посетителям его выставки предлагалось забрать, чтобы посадить в Перове. Художник всегда придерживался убеждения, что само по себе выращивание растений в высшей степени эстетично.

Иван Карпов и Даниил Коронкевич. Из проекта «Весна 21». 2021. Фото: Архив художников
Иван Карпов и Даниил Коронкевич. Из проекта «Весна 21». 2021.
Фото: Архив художников

С этим мнением Долгова согласятся Иван Карпов (р. 1986) и Даниил Коронкевич (р. 1991). С конца марта по начало мая 2021 года в петербургской Галерее Марины Гисич состоялась их выставка «Весна 21». Гидропонные, то есть лишенные грунта, установки с растениями — за них отвечал Карпов — стали ключевым элементом проекта, вокруг которого объединялись другие. Игра с затемнением и освещением, специфические запахи, а также звуки флоры, которые были слышимы благодаря Коронкевичу, создавали эффект полного погружения в мир нечеловеческой жизни. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+