18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Северо-Западный регион России охватят многофункциональной заботой

Здание нового реставрационного центра предназначено для функциональных задач, но его интерьеры не обошлись без декоративного оформления. Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»
Здание нового реставрационного центра предназначено для функциональных задач, но его интерьеры не обошлись без декоративного оформления.
Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Международный реставрационный центр, построенный рядом с усадьбой Рождествено, передан в собственность Ленинградской области и уже начинает свою профильную работу. В первую очередь она нацелена на поддержание сохранности фондов региональных музеев

Почти десять лет и около 4 млрд руб. потребовалось на строительство Международного реставрационного центра, открытого в Гатчинском районе Ленинградской области, рядом с Рождествено, усадьбой семьи Набоковых. Предполагается, что на полную плановую мощность центр выйдет только к концу 2024 года, но уже в ближайшие недели часть специалистов приступят к работе и из музеев Ленинградской области прибудут первые экспонаты.

«Многофункциональный музейный центр — инновационный проект по сохранению музейного фонда, — рассказала The Art Newspaper Russia Леся Колесникова, руководитель Музейного агентства Ленинградской области. — Его первая и главная задача — реставрация предметов из областных музеев, эта работа будет финансироваться из бюджета региона. Мощности центра позволяют работать и с музеями Северо-Западного региона, и с частными коллекциями».

Трехэтажное здание реставрационного центра площадью 10 тыс. кв. Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»
Трехэтажное здание реставрационного центра площадью 10 тыс. кв.
Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»

Идея создания крупного многофункционального музейного центра возникла еще в 2011 году. Тогда между правительством Ленинградской области и Министерством культуры РФ было подписано соглашение о реализации программы «Сохранение и использование культурного наследия в России». В рамках этого соглашения предполагалось в том числе построить реставрационный центр, в котором остро нуждаются музеи и объекты культурного наследия Лен­области и Северо-Запада. Проектирование началось в 2012 году, к строительству приступили в 2016-м.

Федеральное Министерство культуры в совокупности потратило на создание этого центра 3 млрд руб.; Ленинградская область из своего бюджета выделила 91 млн руб. на подведение всех необходимых инженерных сетей и некоторые другие работы. Часть денег в виде банковского займа поступило от Международного банка реконструкции и развития.

На эти средства к концу 2022 года было построено трехэтажное здание площадью 10 тыс. кв. м, где разместилось 14 лабораторий для реставрации экспонатов любых габаритов и из любых материалов, хранилище музейных предметов, учебно-просветительский комплекс для подготовки реставраторов, лекционные и выставочные залы. Многофункциональность центра делает его действительно уникальным объектом. Лаборатории оснащены оборудованием, позволяющим реставрировать предметы из бумаги, металла, ткани, дерева, стекла, фарфора. Предусмотрена и таксидермическая мастерская. Лаборатории реставрации живописи и графики оборудованы специальными столами с многосекционным подогревом на заданную температуру, шкафами для стабилизации уровня влажности предметов, мощными микроскопами и рентгеновскими установками.

Лаборатории центра оснащены оборудованием, позволяющим реставрировать предметы из бумаги, металла, ткани, дерева, стекла, фарфора. Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»
Лаборатории центра оснащены оборудованием, позволяющим реставрировать предметы из бумаги, металла, ткани, дерева, стекла, фарфора.
Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»

В структуре центра предусмотрено большое хранилище полного цикла обслуживания: карантинная зона с помещениями для дезинфекции, обширные пространства для консервации и хранения предметов после реставрации. Хранилище находится на цокольном этаже, у него отдельный вход, своя система безопасности, оно оснащено лифтом грузоподъемностью до 4 т.

Введение в строй этого объекта представляется весьма своевременным. «Сейчас Ленинградская область переживает период активной музейной реновации, мы каждый год открываем новые экспозиции, — говорит Леся Колесникова. — В прошлом году после реставрации открыли Дом станционного смотрителя в Выре, музей военной славы „Астрача: 1941“ в Бокситогорском районе. Сейчас создаем постоянную экспозицию в музее Римского-Корсакова в Тихвине, а музей в Сланцах закроем на ремонт».

В штат центра планируется набрать от 130 до 140 сотрудников. Запуск будет проходить в три этапа. В ближайшее время к работе приступят 26 человек, из них 6 — реставраторы. На втором этапе, к концу года, количество персонала увеличится вдвое. Третий этап — 2024 год, когда центр заработает в полную силу.

Первыми предметами, реставрация которых намечена на ближайшее время, станут экспонаты из музеев Тихвина и Гатчины. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+