18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство на несекретной службе их величеств

Квентин Массейс Младший. «Портрет Елизаветы I с решетом». Фрагмент. Фото: The Met
Квентин Массейс Младший. «Портрет Елизаветы I с решетом». Фрагмент.
Фото: The Met
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Как династия Тюдоров использовала материальное великолепие для укрепления монаршей власти, рассказывает каталог выставки, турне которой проходит сейчас в США

Успех недавней выставки «Тюдоры. Искусство и величие в Англии эпохи Возрождения» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и ее последующее открытие в Художественном музее Кливленда (до 14 мая) — уместный повод для вопроса: осталось ли что-нибудь недосказанное о Тюдорах?

Приуроченный к выставкам каталог состоит из девяти глав и сопровождается аннотациями к экспонатам. Благодаря усилиям кураторов Метрополитен-музея Элизабет Клиланд и Адама Икера здесь отражены самые разные аспекты заявленной темы. Любой, кто интересуется периодом правления Тюдоров, наверняка захочет приобрести эту книгу, но побудит ли она к дальнейшим исследованиям — ответ на этот вопрос не столь очевиден.

«The Tudors: Art and Majesty in Renaissance England» / Elizabeth Cleland and Adam Eaker, with contributions by Marjorie E. Wieseman and Sarah Bochicchio. Metropolitan Museum of Art; Yale. 352 с.: 300 цв. ил. £50. На английском языке
«The Tudors: Art and Majesty in Renaissance England» / Elizabeth Cleland and Adam Eaker, with contributions by Marjorie E. Wieseman and Sarah Bochicchio. Metropolitan Museum of Art; Yale. 352 с.: 300 цв. ил. £50. На английском языке

Статьи и эссе рассматривают связи между декоративным и изобразительным искусством, которое тюдоровские монархи использовали в качестве средства легитимации и укрепления своей власти. Но это не новость для тех, кто хоть немного осведомлен об успехах королевской пропаганды и традиции Тюдоров украшать здания своими эмблемами. Более удивительным выглядит масштаб воспевания их деятельности в континентальной Европе, что косвенно отражается и в «Портрете Елизаветы I с решетом» Квентина Массейса Младшего, и в изображениях двора Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна.

Мы также получаем представление о практических аспектах обеспечения монаршего величия, узнавая, например, о том, как витражи часовни Королевского колледжа в Кембридже доставляли туда из Антверпена.

Пьетро Торриджано. Портретный бюст Джона Фишера, епископа Рочестерского. Фото: The Met
Пьетро Торриджано. Портретный бюст Джона Фишера, епископа Рочестерского.
Фото: The Met

Приведены здесь и результаты недавних исследований. В частности, переатрибутирован портрет молодой женщины из Музея истории искусств в Вене. Ранее считалось, что на нем изображена Екатерина Арагонская, но теперь героиня идентифицирована как Мария Тюдор, позже ставшая королевой Франции и герцогиней Саффолк.

Книга примечательна и отсылками к политике того времени, что нехарактерно для публикаций об искусстве эпохи Тюдоров. Возможно, это было и к лучшему: к чему очередной обзор терзаний Генриха VIII в поисках детородной жены или описание физического состояния Елизаветы I? Тем не менее еще предстоит каким-то образом преодолеть различия, которые по-прежнему существуют между исследованиями в разных сферах истории, будь то уточнение отдельных биографий и осмысление политики в целом, разница в подходах к литературе и искусству или несхожие ракурсы рассмотрения архитектуры и материального мира королевского двора.

Доспехи Джорджа Клиффорда (1558-1605), третьего графа Камберленда. Фото: The Met
Доспехи Джорджа Клиффорда (1558-1605), третьего графа Камберленда.
Фото: The Met

Возможно, задача объединения этих направлений анализа могла бы подсказать и новое направление в исследованиях эпохи Тюдоров. Таким образом, хоть эта книга и предлагает ценную информацию об искусстве, дизайне и межкультурных связях, все еще остаются возможности рассказать гораздо больше о тюдоровском мире и людях, его населявших.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+