18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В картинах Гуго ван дер Гуса нет следов безумия

Гуго ван дер Гус. «Рождеств». Около 1480. Фрагмент. Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Dietmar Gunne
Гуго ван дер Гус. «Рождеств». Около 1480. Фрагмент.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Dietmar Gunne
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

По мнению кураторов первой в истории ретроспективы гения нидерландской живописи XV века в Берлинской картинной галерее, искать в его шедеврах признаки сумасшествия бессмысленно, так как художник ничего не написал после начала болезни

Нидерландские художники XV века изобрели новый тип реализма, научившись использовать возможности масляной живописи для виртуозной передачи светотени. Впоследствии их техника распространилась в Италии, что определило развитие живописи эпохи Возрождения, но сами представители раннего нидерландского искусства были надолго забыты. Их имена заново открыли лишь в XIX веке, и они сразу же приковали к себе внимание основоположников новой академической дисциплины — искусствоведения. Такие выдающиеся художники, как Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус и Ян ван Эйк, по-прежнему остаются предметом изучения и научных дискуссий.

Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден в последнее десятилетие были удостоены обстоятельных выставок. Теперь настал черед Гуго ван дер Гуса, создателя алтаря Портинари, быть может, самого выдающегося произведения искусства Северной Европы в собрании Галереи Уффици. Алтарь прибыл во Флоренцию в 1483 году и сразу же поразил флорентийцев XV века размерами и кристальной ясностью. Сам ван дер Гус умер годом ранее, пораженный загадочной душевной болезнью. В конце марта в Берлинской картинной галерее открылась первая в истории ретроспектива художника.

Гуго ван дер Гус. «Портрет мужчины». Около 1475/80. Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York
Гуго ван дер Гус. «Портрет мужчины». Около 1475/80.
Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York

В экспозицию «Гуго ван дер Гус. Между страданием и блаженством» вошли два рисунка и десять из двенадцати картин, на сегодняшний день ему атрибутируемых. Знаменитая сцена поклонения волхвов из алтаря Монфорте (около 1470) из коллекции Берлинской картинной галереи представлена рядом с малоформатным Венским диптихом (около 1479). Одна половина диптиха, «Грехопадение», обнаруживает влияние ван Эйка, а вторая, «Оплакивание Христа», стилистически ближе к ван дер Вейдену. Кураторы также анализируют место Гуго ван дер Гуса в истории западного искусства, поместив работы художника в контекст приблизительно 50 произведений как его предшественников, в числе которых ван дер Вейден и Дирк Баутс, так и многочисленных последователей. Однако триптих из собрания Галереи Уффици не подлежит транспортировке, и его пришлось заменить полноразмерной фотографией.

Главная проблема для специалистов по творчеству Гуго ван дер Гуса — вопрос датировки его произведений. За чуть более чем десятилетие своего творческого пути он создал ряд крупноформатных и очень разных шедевров — сначала в мастерской в Генте, а затем в мастерской при монастыре под Брюсселем, куда он поступил конверзом (светский человек, живущий в обители), как полагают ученые, приблизительно в 1475–1477 годах. Кураторы выставки утверждают, что алтарь Портинари был написан несколько позже, чем считает ряд исследователей, и такой вывод они делают, основываясь на теории о том, что деревянная основа работы из Уффици была изготовлена в той же столярной мастерской, что и основы поздних вещей художника, хранящихся в Берлине и Брюгге. Это означает, что, даже если алтарь и предназначался для Гента, создавался он в стенах монастыря.

Эмиль Ваутерс. «Безумие Гуго ван дер Гуса». 1872. Фото: J. Geleyns/Art Photography/MRBAB, Brussel
Эмиль Ваутерс. «Безумие Гуго ван дер Гуса». 1872.
Фото: J. Geleyns/Art Photography/MRBAB, Brussel

Значительное влияние на исследования жизни и творчества ван дер Гуса оказал датируемый началом XVI века рассказ о его загадочной депрессии и предполагаемой попытке самоубийства, найденный в 1860-х годах и проиллюстрированный в знаменитой картине 1872 года кисти Эмиля Ваутерса под названием «Безумие Гуго ван дер Гуса». Это полотно, которым восхищался Винсент ван Гог, тоже показывают в Берлине.

«Написана ли некая картина в 1470 или 1480 году, обычно не так уж важно, — объясняет один из кураторов выставки Стефан Кемпердик. — Однако в случае ван дер Гуса это имеет большое значение, потому что люди пытаются отыскать в его работах отпечаток безумия». Даже такой авторитет, как великий немецкий искусствовед Эрвин Панофский, видел следы сумасшествия на картинах, которые считаются поздними произведениями ван дер Гуса, в том числе в «Рождестве» (около 1480) из собственной коллекции берлинского музея и в недавно отреставрированном ярком «Успении Богородицы», привезенном из Брюгге. Однако кураторы нынешней выставки не согласны с этими предположениями. «Гуго ничего не написал после начала болезни», — говорит Кемпердик.  

Берлинская картинная галерея
«Гуго ван дер Гус. Между страданием и блаженством»
До 16 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+