Экономика Великобритании испытывает трудности, а заодно непростые времена наступили и для торговцев искусством. За последние месяцы сразу несколько когда-то успешных и популярных ярмарок объявили о своем закрытии: региональные Art & Antiques for Everyone (позиционировавшаяся как ярмарка доступных произведений искусства и предметов старины) в Бирмингеме и Antique Home & Vintage Fair в Йорке, столичные Chelsea Antiques Fair, летняя версия ярмарки Art & Antiques Fair Olympia, Open Art Fair. Впрочем, главным шоком стала отмена престижной ярмарки со швейцарскими владельцами Masterpiece London. В лучшие времена Masterpiece и Olympia посещало более 30 тыс. человек, но сейчас их проведение показалось организаторам нецелесообразным. Вопрос в том, является ли это симптомом серьезной болезни всей отрасли или временными трудностями.
Международный валютный фонд прогнозирует, что Великобритания будет единственной страной G7, которая переживает рецессию в 2023 году. Крайне неудачное комбо из последствий ковида, долгосрочных результатов Brexit и российско-украинского кризиса привело к повышению стоимости жизни и торговли в Великобритании.
Швейцарская компания MCH, владелец главного ярмарочного бренда мира Art Basel, а также лондонской Masterpiece, объяснила отмену в Лондоне «растущими расходами и снижением числа международных участников». В прошлом, 2022 году Masterpiece трансформировалась, по сути, из международной в локальную ярмарку, так как лишь два десятка галерей из 130 участвовавших базировались за пределами Великобритании.
Тут можно возразить, вспомнив о закрепившемся за Лондоном статусе мировой арт-столицы и любимого места жительства множества самых богатых людей со всего мира. Недавний отчет благотворительного фонда Equality Trust показывает, что в прошлом году количество миллиардеров в Великобритании увеличилось на 20% и составило 177 человек. В 2022 году в Лондоне было продано более 600 домов стоимостью свыше £5 млн, что является самым высоким показателем за всю историю, по данным агентства недвижимости Savills. Неужели покупатели сверхдорогой недвижимости не стремятся украсить свои дома произведениями искусства?
«Мы очень хорошо работали на Masterpiece на протяжении многих лет», — говорит Исаак Пинеус, содиректор стокгольмской галереи Modernity, продающей скандинавский дизайн XX века стоимостью от £5 тыс. до £50 тыс. Но даже он признает, что в прошлом году ярмарка была не такой успешной. Его галерея примет участие в TEFAF New York в мае и надеется вернуться в Лондон на ярмарку PAD London в октябре, когда приедут тысячи коллекционеров со всего мира ради ярмарки Frieze и серии вечерних торгов Sotheby’s и Christie’s. Кроме того, в январе этого года шведская галерея открыла шоурум на «улице дизайнеров» Пимлико-роуд в престижном лондонском районе Белгравия. Это явно свидетельствует о том, что дела в британской столице у галереи идут хорошо.
Впрочем, миллионы, потраченные на изысканные датские столы и шведские люстры для особняков в Челси и Ноттинг-Хилле, как раз являются подтверждением кризиса, охватившего британский арт-рынок. Дело в так называемой двухуровневой структуре, которая сейчас доминирует в торговле искусством и антиквариатом. В 2013 году экономисты Бранко Миланович и Кристоф Лакнер, используя данные Всемирного банка, опубликовали график, показывающий глобальный прирост доходов от беднейших до богатейших за период с 1988 по 2008 год. График быстро растет слева, показывая улучшение ситуации в развивающихся странах, затем обрушивается, затрагивая прежде всего рабочий и средний класс в развитых экономиках, и стремительно поднимается вверх, демонстрируя успехи глобального 1% сверхбогатых жителей планеты. Так неолиберальный капитализм повлиял на благосостояние населения мира. Пока бедные страны остаются такими же бедными, а средний класс стремительно теряет свое благосостояние, доходы богатых растут в геометрической прогрессии.
Трудности среднего класса в Британии связывают и с последствиями экономической политики Маргарет Тэтчер. Теперь, если даже у относительно обеспеченных людей есть несколько тысяч сбережений, они тратят их на помощь своим детям с покупкой жилья на все более недоступном рынке недвижимости Великобритании, а не на искусство. «Их приоритеты изменились», — отмечает Чарльз Плант, лондонский дилер искусства XVIII–XIX веков в диапазоне от £1 тыс. до £5 тыс., который ранее успешно участвовал в ярмарке Olympia. Он перевел бизнес в США. «В Америке больше денег, и там ценят предметы искусства и мои знания», — объясняет он.
Однако современные искусство и дизайн все еще пользуются спросом у британцев. Так, в январе на Decorative Fair было много сделок, ярмарку посетило около 10 тыс. человек. Коллекционеры и кураторы по-прежнему считают Frieze London, принадлежащую калифорнийской группе Endeavor, одним из самых важных мировых событий в календаре современного искусства. Однако с уходом Masterpiece может возникнуть немало вопросов об устойчивости Frieze Masters, также ориентированной на классическое искусство. Проблемой остается и то, что традиционное для Британии коллекционирование уничтожается глобальными экономическими силами. В то время как цены на шедевры растут и по-настоящему дорогие произведения уходят за рекордные суммы, сегмент доступного искусства, особенно антиквариата, постепенно умирает. И как раз небольшие локальные британские ярмарки стали первыми жертвами этого процесса.