18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мане и Дега: коктейль из дружбы и соперничества в Музее Орсе

Эдгар Дега. «Молодая женщина с ибисами». 1857–1858. Фрагмент. Фото: The Metropolitan Museum of Art
Эдгар Дега. «Молодая женщина с ибисами». 1857–1858. Фрагмент.
Фото: The Metropolitan Museum of Art
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Выставка предлагает новый взгляд на творчество двух художников через призму их личных взаимоотношений и художественных споров. Диалог мастеров отражает процесс трансформации французского искусства

Одна из самых любопытных картин Эдгара Дега изображает его друга и коллегу Эдуарда Мане полулежащим на диване. Дега запечатлел Мане в очень характерной для того позе с такой необычайной точностью, что уже после смерти последнего в 1883 году писатель Джордж Мур отмечал, что при взгляде на эту картину создается впечатление, будто вы находитесь в присутствии его призрака.

Анатоль Луи Годе. Портрет Эдуарда Мане.   Около 1867. Фото: Alexis Brandt/Musée d’Orsay
Анатоль Луи Годе. Портрет Эдуарда Мане. Около 1867.
Фото: Alexis Brandt/Musée d’Orsay

Полотно «Эдуард Мане и его жена» (1868–1869) в самом деле свидетельствует о высоком изобразительном мастерстве Дега. Мане вальяжно откинулся на спинку дивана, подпирая голову одной рукой, а другую засунув в карман брюк. Он в задумчивости смотрит мимо зрителя, слушая свою жену Сюзанну, которая рядом играет на пианино. Но мы никогда не узнаем, были ли переданы черты мадам Мане с той же живостью: холст грубо обрезан прямо по ее фигуре. Перочинным ножом орудовал сам Мане. Дега подарил супругам этот двойной портрет, но в какой-то момент Мане почувствовал, что больше не в силах выносить, как он выразился, «искаженных» черт лица Сюзанны, и отрезал кусок холста.

Эдгар Дега. «Автопортрет в библиотеке». 1895. Фото: Hervé Lewandowski/Musée d’Orsay
Эдгар Дега. «Автопортрет в библиотеке». 1895.
Фото: Hervé Lewandowski/Musée d’Orsay

Нетрудно представить себе сцену, разыгравшуюся, когда об этом узнал Дега, хорошо известный своей раздражительностью. Он забрал картину обратно и вернул полученный в подарок от Мане натюрморт. Позднее Дега добавил пустой холст к той части, где прежде находился портрет Сюзанны, в надежде когда-нибудь восстановить изображение, но лишь разметил композицию. Мане тем временем написал собственный портрет жены за пианино. Эта работа имеет большое значение, поскольку до женитьбы Сюзанна давала Мане уроки музыки. Обе картины вошли в экспозицию «Мане/Дега», которая открылась в конце марта в парижском Музее Орсе, а в сентябре отправится в Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Эдгар Дега. «Хлопковый офис в Новом Орлеане». 1873. Фото: Мusée des beaux-arts, Pau
Эдгар Дега. «Хлопковый офис в Новом Орлеане». 1873.
Фото: Мusée des beaux-arts, Pau

Легенда гласит, что художники познакомились в начале 1860-х годов в Лувре за копированием «Портрета инфанты Марии-Терезы» Диего Веласкеса, и с тех пор их творческие пути постоянно пересекались. Один из кураторов выставки Стефан Геган рассказывает, что «в конце 1860-х они были очень близки». Одно письмо, датированное июлем 1868 года, «представляет особый интерес, поскольку из него следует, что Мане пытался уговорить Дега отправиться вместе с ним в Лондон», где их «привлекал английский рынок искусства, а у их общего друга Джеймса Тиссо уже очень хорошо шли дела». Геган добавляет: «Франко-прусская война 1870–1871 годов сблизила троих художников еще больше».

Мане и Дега, по словам Гегана, «объединяла свое­образная эклектичность, обусловленная недавним распадом классического канона в модернизме». В экспозиции это отражено в разделе, посвященном их глубокому интересу к старым мастерам, в особенности в коллекции Лувра; в выставку включены и их копии картины Веласкеса. Они сохранили это наследие в динамизме новых течений.

Эдуард Мане. «Портрет Берты Моризо». 1873.  Фото:  Мusée Marmottan Monet, Paris
Эдуард Мане. «Портрет Берты Моризо». 1873.
Фото: Мusée Marmottan Monet, Paris

В числе ключевых экспонатов — открывающие выставку автопортреты, а также картины, в которых заметна связь художников с кругом французской импрессионистки Берты Моризо, интерес обоих к скачкам и, конечно, работы, созданные ими в период «спора об импрессионизме». Завершает экспозицию, по словам куратора, «драматичный эпилог», посвященный коллекции работ Мане, которую Дега собирал после кончины своего старшего коллеги и до собственной смерти в 1917 году. Здесь представлены внушительный «Окорок» из Музея Келвингроув в Глазго и разрезанный на части «Расстрел императора Максимилиана» из лондонской Национальной галереи, который Дега кропотливо собрал по фрагментам.  

Музей Орсе
«Мане/Дега»
До 23 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+