Золото, найденное при раскопках Филипповских курганов, еще «молодое»: с момента его обнаружения едва прошло 30 лет. Однако уровень исполнения этих произведений сарматской культуры чрезвычайно высок, и есть надежда, что скоро они станут хрестоматийными, подобно костромскому оленю скифов из Эрмитажа. По крайней мере, сотрудники Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина рассчитывают, что их выставка этому поможет.
Филипповский курганный могильник — комплекс из трех десятков курганов в Илекском районе Оренбургской области, в междуречье Урала и Илека. Эти захоронения принадлежат к сарматской культуре V–IV веков до н.э. Первый этап их раскопок пришелся на конец 1980-х, они производились экспедицией Башкирского филиала Академии наук СССР под руководством Анатолия Пшеничнюка. Второй раз в 2004-2009 годах, их исследовала Приуральская экспедиция Института археологии РАН во главе с Леонидом Яблонским.
В ходе раскопок было найдено несметное количество золотых предметов звериного стиля. Это великолепие успело ошеломить лишь немногих. Одно из достижений выставки «Золото сарматских вождей» в ГМИИ — ей удалось соединить две группы предметов, переданные Пшеничнюком и Яблонским в два разных музея: Уфимский федеральный исследовательский центр РАН и Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей. Предметы из Уфы успели объехать полмира, но парадоксальным образом российская публика их не видела (в музей, находящийся в недрах Института этнологических исследований, можно попасть только по записи). Вещи из Оренбурга вывозили на выставки лишь в гальванокопиях. Куратор, сотрудница отдела Древнего Востока ГМИИ Галина Колганова, считает, что выставку оценят и широкая публика, и ученые: «Объединение в одном пространстве такого важного с точки зрения науки комплекса позволит решить несколько проблем, связанных с миром ранних сарматов».
Идея выставки возникла в музее еще в 2018 году. Тогда никто, конечно, не думал, что музеям при составлении выставочных планов придется рассчитывать на внутренние ресурсы страны. Экспозиция должна была разместиться в уютном сводчатом зале позади Греческого дворика. Но в итоге проект вырос и занял Белый, главный зал музея. Архитектором выставки выступила Анна Каменских, которой в прошлом году удалось в этом же зале создать эффектное пространство для древнеегипетской выставки.
Центр зала занимают золотые уфимские олени — деревянные фигурки, обложенные золотыми листочками, с выдающимися разветвленными рогами. Всего таких оленей в Филипповке найдено 26, в Москву на выставку выдали 14. Апсиду Белого зала заняла двухъярусная круглая витрина, в которую помещены знаковые предметы: сосуды, оружие, гривны, уникальное зеркало, украшенное бесконечно повторяющимся мотивом оленьих рогов. Вдоль стен размещены наборы оружия, амуниции и конской упряжи. Заметный экспонат — копье, у которого сохранились наконечник и вток (противоположный конец). Археологи смогли вычислить длину копья — 3,2 м.
По словам Галины Колгановой, из обоих городов на выставку приехало все, что поддавалось транспортировке. Это 2 тыс. предметов, но, как уточняет куратор, в списке перечислена каждая бусина, поэтому итоговое зрелище не покажется огромным. Многие предметы экспонируются впервые. Среди них часть одеяния сарматской жрицы — вышивка золотыми бусинами, найденная в 2013 году и единым куском глины доставленная в московский Научно-реставрационный центр им. Грабаря, мастера которого совместно с Пушкинским музеем привели ее в порядок. Среди сотрудников этот небольшой фрагмент одеяния получил прозвище «Золотая Адель сарматов». Помимо золота, в вышивке использованы ракушки и кораллы, попавшие на Урал, видимо, через Иран. Впрочем, специалисты прекрасно знают, что сарматы были встроены в ахеменидский мир и в их курганах часто встречаются импортные предметы роскоши.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Золото сарматских вождей»
До 23 июля