На недавней, декабрьской международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№24 книголюбы могли открыть для себя молодое издательство Metamorphoses, которое, кажется, пока еще нащупывает свой курс. Перечень его новинок весьма эклектичен: от хорроров с детективами до книги о современном левом философе Алене Бадью. И все-таки в качестве одной из ключевых линий своей деятельности издательство видит выпуск книг по искусству. Заявка в этом направлении уже сделана: вышли «визуальные биографии» двух европейских столиц — «Париж глазами художников» Жерара Денизо и «Лондон в компании художников» Ричарда Блэндфорда. Если в известном киноальманахе «Париж глазами…» (1965), снятом в духе «новой волны», мы видим город с точки зрения шести режиссеров, то здесь — сквозь оптику десятков живописцев, граверов, иллюстраторов.
Впрочем, искусству в этих книгах отведена, скорее, вспомогательная роль. Это не столько художественные альбомы, сколько модернизированные путеводители с более изысканной подачей информации: исторические справки о примечательных местах двух столиц проиллюстрированы работами художников. В случае с Парижем выборка весьма предсказуемая. Кажется, будто город законсервировался в дымке импрессионистов и вибрирующей палитре пуантилистов. Не обошлось, конечно, и без авангарда — орфических изображений Эйфелевой башни Робера Делоне или вида набережной Гран-Огюстен кисти Альбера Марке. Но встречаются и неожиданные сюжеты. Так, Поль Жозеф Виктор Дарго — вероятнее всего, вы встречаете это имя впервые, — изобразил статую Свободы, строительство которой можно было наблюдать с улицы де Шазель (символ США был создан во Франции и отправился за океан в 1885 году).
Книга о Лондоне демонстрирует и более разноголосую, и более протяженную во времени подборку: от обличительных гравюр Уильяма Хогарта, изображавшего лондонские низы, до работ фотографа-урбаниста Рут Блис Люксембург. Взгляд художника — это, конечно, не взгляд сквозь розовые очки. Так, Гюстав Доре, собирая материал для лондонской серии гравюр, посещал ночлежки и опиумные притоны, а Генри Мур во время Второй мировой войны запечатлел людей, которые укрывались от бомбардировок в подземке.
Но фактов о городе в книге куда больше, чем фактов о художниках. Мы узнаем, например, что бронзовые львы у подножия колонны Нельсона обрели неправдоподобно милые лапы, поскольку скульптор взял за образец лапы домашней кошки, и что в основание древнеегипетского обелиска «Игла Клеопатры» при его установке в 1878 году на набережной Виктории была замурована мемориальная капсула, содержащая фотографии дюжины англичанок, соответствующих стандартам красоты того времени.
Как отмечал в одном из эссе искусствовед Андрей Ерофеев, «мир все больше живет по картинке, отражая живопись». Оказываясь, к примеру, возле горы Сент-Виктуар, мы ищем тот же ракурс, что был у Поля Сезанна, иначе — не то. Альбомы издательства Metamorphoses поддерживают это наблюдение, как бы подсказывая читателю точки обзора, с которых Лондон и Париж уже открывались глазам художников (хотя, конечно, мегаполисы меняются куда стремительнее, чем гора Сент-Виктуар). Но пусть лучше наше восприятие мира будет опосредовано живописью, нежели «Google Картами»: одно дело — двигаться из пункта А в пункт Б по навигатору, а другое — ощущать себя внутри пейзажа, к которому приложили руку Клод Моне или Уильям Тёрнер.